Курс «анализ художественного текста в иностранной аудитории»

I. Вопросы к зачету.

1. Текст как предмет исследования разных научных дисциплин.

2. Критерии выделения текста как объекта лингвистики. Понятие "художественный текст".

-  Связность и цельность текста.

-  Категории формы и содержания.

-  Композиция художественного текста. Типы членения текста. Компоненты текстовой структуры.

-  Типы повествований. Проблема соотношения триады Автор – Повествователь – Герой в художественном повествовании.

-  Понятие "сильная позиция" художественного текста.

3.   Учет основных положений теории художественного текста при работе в иностранной аудитории.

4.   Специфика доминирующих аспектов исследования художественного текста – лингвостилистического, литературоведческого, лингвострановедческого. Проблема комплексного подхода к анализу художественного текста.

5.   Основные методические принципы работы с художественными текстами в нефилологической иностранной аудитории.

6.   Этапы работы с художественным текстом в аудитории иностранцев-нефилологов.

7.   Типы упражнений на разных стадиях работы с текстом.

8.   Методика работы с текстом в концепции лингвострановедческого чтения. Типы лингвострановедческих комментариев.

9.   Специфика работы с художественным текстом в аудитории иностранцев-филологов.

10. Основные модели комплексного анализа художественного текста (проанализировать одну из рассмотренных концепций).

11. Анализ стилистических средств художественного произведения в аспекте комплексного подхода к исследованию текста.

II. Задания для самостоятельных практических работ.

1. Разработать лексические комментарии к тексту повести А. Пушкина "Барышня-крестьянка".

2. Составить лингвострановедческие комментарии к рассказу В. Набокова "Встреча".

3. Разработать модель анализа художественного текста для аудитории иностранцев-нефилологов (на материале любого рассказа В. Токаревой).

4. Обосновать возможность использования концепции "точек зрения" Б. Успенского в качестве модели комплексного анализа текста, предназначенной для иностранцев-филологов (на материале произведения А. Солженицына "Матренин двор").