Задача

В какой последовательности вы дали бы следующие задания после введения темы "Сравнительная степень прилагательных"?

а) Ответьте на вопрос: "Что короче – спичка или карандаш?"

б) Сравните карандаш и спичку.

в) Ответьте на вопрос: "Карандаш длиннее или короче спички?"

г) Закончите предложение: "Карандаш длиннее спички, следовательно, спичка …"

На протяжении изучения всего курса "Речевая деятельность и ее виды" студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу теоретической и практической направленности. Во время практических занятий студенты

– знакомятся с требованиями государственного стандарта к уровню сформированности навыков в ВРД на разных этапах обучения,

– анализируют тексты, квалифицируя их как материал для обучения конкретному ВРД,

– анализируют и группируют упражнения в соответствии с определенными целевыми установками, известными психологическими механизмами.

Работа студентов на практических занятиях организована таким образом, что моделирует их будущую профессиональную деятельность, так как одновременно происходит демонстрация эффективных приемов современных педагогических технологий: работа в малых группах, мозговой штурм, дискуссия и под.

Курс "Средства обучения" построен следующим образом.

Особенность организации работы в этом курсе состоит в том, что к этому времени (8-й семестр) студенты не только в основном знакомы с содержанием обучения РКИ, но уже наблюдали реальный учебный процесс во время пассивной практики. Эти обстоятельства позволяют строить курс как процесс решения практических задач. Здесь мы назовем основные этапы работы в курсе.

I. Так, начинать курс следует с повторения понятия системы обучения как совокупности основных компонентов учебного процесса, реализуемой в виде конкретного учебного процесса: 1) цели обучения, 2) учебный материал (текстотека в широком смысле), 3) содержание обучения: а) средства обучения, б) комплекс знаний, умений, навыков, в) учебные действия (обучаемых и обучающих), 4) контроль и самокоррекция.

II. После актуализации имеющегося знания мы обращаемся к рассмотрению такого компонента как средства обучения. Студентам предлагается назвать известные средства обучения, ответить на вопросы о функциях и содержании учебника: "Для чего нужен учебник?", "Что должен содержать учебник?", "Какие можно еще назвать средства обучения, кроме учебника?".

Студентам предлагается попытаться сгруппировать учебные пособия по найденным основаниям (ученик – учитель, виды речевой деятельности, аспекты языка, формы и этапы обучения, носитель информации и т.д.).

III. Лекция "Из истории создания учебника РКИ". Обсуждение материала лекции: "Различаются ли, на ваш взгляд, значением словосочетания "учебный комплекс", "учебно-методический комплекс" и "комплексный учебник"?", "Можно ли говорить о какой-либо корреляции выбранной для преподавания методики и учебника?", "Можно ли по-новому учить, используя старый учебник и наоборот?"

IV. Изучение статьи М. М. Галеевой, Л. С. Журавлевой, М. М. На­хабиной, Т. Н. Протасовой, Л. В. Шипицо "Учебник для подготовительных факультетов вузов СССР "Старт-1"". Самостоятельный анализ учебника "Старт-1" на предмет реализации авторской концепции. (Письменная работа "Двойной дневник").

Самостоятельная работа

1.   Как в учебнике "Старт-1" реализованы авторские идеи относительно представления фонетического материала?

2.   Как в учебнике "Старт-1" реализовано авторское видение 1-го и 2-го концентров?

3.   Как в учебнике "Старт-1" реализован принцип взамосвязанного обучения?

4.   Как в учебнике "Старт-1" реализованы авторские идеи относительно отбора и представления языкового материала?

5.   Как в учебнике "Старт-1" отражена типология упражнений?

V. Знакомство с теорией учебника М. Н. Вятютнева (лекция).

VI. Изучение статьи И. Л. Бим "Ключевые проблемы теории учебника: структура и содержание" с использованием приема "Чтение и суммирование в парах".

Обсуждение вопроса "Можем ли мы сказать, что имеем представление об основных проблемах теории учебника неродного языка?".

Задание: написать эссе на тему "Я задумал написать учебник" / "Я приступаю к написанию учебника".

VII. Изучение монографии А. Р. Арутюнова "Конструирование и экспертиза учебника РКИ" с последующим выполнением самостоятельной работы "Экспертиза учебника А. Р. Арутюнова, П. Г. Чеботарева "Русский специалист для специалистов"".

VIII. Знакомство с техническими и аудиовизуальными средствами обучения. Студенты самостоятельно (по различным методическим источникам) создают типологию упражнений с использованием

ВСО.

IX. Работа в библиотеке: знакомство с фондом литературы, посвященной вопросам методики преподавания РКИ, с учебным фондом.

X. Обращение к самой первой, гипотетической типологии, которая была создана в начале курса. Используя фонды библиотеки, студенты строят типологию учебных средств: по адресату, по аспектам, по видам речевой деятельности с учетом программ, средств для преподавателя, самостоятельной работы.

Мы думаем, что после этого курса подготовленный нами преподаватель не растеряется в книжном магазине или библиотеке перед полкой с учебниками по русскому языку для иностранцев, – он, надеемся, безошибочно выберет книгу не с более яркими картинками или самым крупным шрифтом, а ту, которая подходит именно Хуану-перво­курснику, а вовсе не Сяо Мяо – магистранту с факультета биз­неса.

Если наш будущий преподаватель окажется посреди книжного океана, то он без особых затруднений сможет составить полноценный, строго ориентированный методический комплекс из 3–4 книг. И даже оказавшись в ситуации полного бескнижья, только с карандашом и бумагой, наш Робинзон (преподаватель РКИ), вооруженный знаниями о средствах обучения (о конструировании учебника, в частности), сможет написать учебник для своего Пятницы!

Итак, мы представили разные (по объему и описанию) фрагменты некоторых курсов специализации, надеясь, что они, с одной стороны, дают определенное представление о том, как работаем мы, а с другой – позволят читателям этой книги творчески подойти к организации своей преподавательской деятельности.