Содержание курса

1. Язык и культура. Анализ концепций соотношения языка и культуры в истории науки. Переход от структурной лингвистики к лингвистике антропологической.

2. Понятие о лингвокультурологии. Ее основные задачи на современном этапе развития общества и культурно-языковых контактов народов. Понятие культурной грамотности. Знаковая сущность языка культуры.

3. Концептосфера русского языка (Д. С. Лихачев) как совокупность основных элементов культуры данного этноса, отраженная в его языке. Принципы системного анализа лингвокультурологических объектов.

4. Понятие "лингвокультуремы" – единицы, диалектически синте­зи­рующей в себе элементы языка и культуры. Типология культурем.

5. Структура лингвокультурологического поля как комплексной единицы, объединяющей уровень языка и уровень культуры. Специфика лингвокультурологического поля по отношению к семантическому полю.

6. Языковая картина мира. Универсальное и национально-специфическое в языковой картине мира. Понятие о лингвокультурологической компетенции как отражении этнолингвистических "картин мира".

7. Лингвокультурологическое поле "русская национальная личность": структура поля, его доминанты, основные классы, их развитие. Механизмы взаимодействия единиц основных классов данного лингвокультурологического поля и единиц смежных полей. Сопоставление двух лингвокультурологических полей (русского и иноязычного) с целью выявления методом контрастивного анализа общего и специфичного в поле "национальная личность".

8. Становление лингвокультурологии как учета национальной со­циокультурной специфики речевого общения в преподавании языка, в том числе русского иностранцам. Соотношение лингвострановедения, лингвокультурологии и страноведения в обучении неродному языку. Определение и разграничение понятий.

9. Лингвокультурология и коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию языка. Объем и методическая интерпретация сведений о культуре страны изучаемого языка, включаемые в процесс обучения общению на русском языке.

10. Методологические и методические принципы включения культуры страны изучаемого языка в учебный процесс. Лингвокультурология как реализация взаимосвязи языка и культуры в процессе обучения языку.