Содержание курса

Темы

Деятельность студентов

Самостоятельная

работа

Объем и содержание понятия "профессионально ориентированное обучение" родному и неродному языкам.

Основные направления и предметные области обучения языку специальности в современной методике.

Принципы профессионально ориентированного обучения (лингвистические, лингвометодические, психолого-педа-го­гические).

Понятие "жесткой" и "мягкой" интеграции в методике обучения языку специальности.

Специфика обучения языку специальности и его использования в языковой среде и вне среды изучаемого языка.

Чтение определений понятий "профессионально ориентированное обучение языку", "язык специальности", "язык для специальных целей", "язык профессионального общения", "обучение научному стилю речи" и др. и выявление объема и содержания понятия "профессионально ориентированное обучение языку".

Самостоятельное чтение текста "The City of ELT" и изображение древа обучения языку специальности.

Сравнение полученного древа с классификацией направлений обучения языку специальности Т. Хатчинсона и А. Уотерса.

Схематическое представление содержания обучения общелитературному языку и языку профессионального общения.

Профессиограмма преподавателя языка специальности.

Создание сравнительной таблицы профессиональных качеств преподавателя общелитературного языка и преподавателя языка специальности.

Дискуссия "Какая подготовка необходима преподавателю языка специальности?" Содержание профессиональной подготовки преподавателя языка специальности, возможности и направления профессионального развития.

Продолжение табл.

Темы

Деятельность студентов

Самостоятельная

работа

Методическое обеспечение курсов языка специальности. Специфика учебных материалов по языку специальности: разнообразие предметных областей и целей обучения. Проблема соотношения уровня знаний по специальной дисциплине, уровня языковой подготовки студентов и тематического содержания учебных пособий. Критерии оценки учебных материалов по языку специальности.

Восстановление схемы оценки учебных материалов по языку специальности Т. Хатчинсона и А. Уотерса (заполнение пропусков).

Сравнение предложенных критериев с критериями оценки при самостоятельном анализе.

Определение потребностей целевой аудитории 1 (студенты).

Анализ учебных материалов для целевой аудитории 1 и оценка пособий с точки зрения возможности реализации целевых потребностей аудитории.

Определение потребностей целевой аудитории 2 (аспиранты и научные работники).

Анализ учебных материалов для целевой аудитории 2 и оценка пособий с точки зрения возможности реализации целевых потребностей аудитории.

Определение потребностей целевой аудитории 3 (специалисты).

Анализ учебных материалов для целевой аудитории 3 и оценка пособий с точки зрения возможности реализации целевых потребностей аудитории.

Анализ потребностей различных целевых групп в рамках специальности "Методика преподавания РКИ",

"Журналистика", "Документоведение" (по выбору студента).

Продолжение табл.

Темы

Деятельность студентов

Самостоятельная

работа

Концептуальные подходы к разработке содержания и структуры учебного курса по языку специальности.

Сравнительный анализ 4-х подходов к разработке содер­жания и структуры учебного курса по языку специальности на основании выданных схем.

Определение подхода к разработке содержания и структуры курса и урока в учебных пособиях для различных целевых групп.

Деловая игра "Выставка-презентация современных учеб­ных комплексов и методических материалов по языку специальности".

Ход игры:

-  презентация учебных пособий (приглашенный представитель издательства);

-  вопросы представителю издательства;

-  работа с каталогами отечественных и зарубежных издательств (поиск пособий различных видов для различных категорий учащихся);

-  оформление заказа на учебную и методическую литературу для определенных целевых групп с обоснованием выбора.

Окончание табл.

Темы

Деятельность студентов

Самостоятельная

работа

Структура урока учебного пособия. Прием "case study" (изучение примера из практики) в системе средств обучения языку специальности.

Проектная работа и задания на трансфер в курсах обучения языку специальности.

Сравнительный анализ структуры урока учебных пособий, предназначенных для различных целевых аудиторий, изданных в различные периоды.

Изучение кейса ("case" – пример из практики) и методики работы с ним в учебных пособиях по языку специальности.

Разработка структуры курса и одного урока для любой целевой группы.

Итоговое занятие.

Презентация структуры разработанных курсов и проведение фрагмента занятия.

Обсуждение.

Зачетное занятие.

Итоговое задание.

Представить сравнительную таблицу потребностей 3-х целевых групп.

Проанализировать одно из учебных пособий по языку специальности и определить целевую аудиторию и концептуальные подходы к содержанию курса и урока учебника.

Предложить возможные варианты изучения материала одного из уроков пособия на аудиторном занятии.

Написание эссе "Что я могу сделать по-другому после того, как получил эту информацию".