Содержание

Средства обучения (СО) как один из центральных компонентов системы обучения русскому языку вообще. Функции СО. Основные средства обучения.

Краткая история создания учебников. Становление теории учебника. Ключевые проблемы теории учебника (И.Л. Бим); основные достижения.

Современный учебный комплекс как целостный комплекс учебных пособий, связанных единой методической концепцией. Учебник как система предписаний относительно учебных действий с языковым и речевым материалом, как инструкция о взаимодействии с партнером общения в актуальных для учащихся сферах, темах и ситуациях, организуемых с учетом коммуникативных целей и деятельностного характера учебных поступков. Учебник – главное ведущее СО, основа систематического, индивидуального труда учащегося. Учебник как целостное научное и психолого-педагогическое явление.

Функции учебника.

Содержание учебника: языковой, речевой материал.

Структура учебника: циклы и уроки.

Принцип учета родного языка при создании учебника. Лингвострановедческий аспект учебника.

Типы учебников. Учебный комплекс с базовым учебником и дополняющими его пособиями, построенный концентрически. Учебный комплекс с практически равноправными компонентами, которые в сумме равны учебнику. Типовые и узкоспециализированные учебные комплексы. Состав типового учебного комплекса. Комплекс для начального этапа обучения. Комплекс для продвинутого этапа обучения.

Параметры и характеристики учебника коммуникативно-деятельностного типа.

Типология учебных пособий.

Учебно-методические пособия для студентов. Учебные пособия по развитию речи. Сборники упражнений. Книги для чтения. Пособия по аспектам языка. Справочники. Словари: одноязычные, фразеологические, двуязычные, учебные. Разговорники.

Учебно-методические пособия для преподавателя. Книга для преподавателя как один из обязательных компонентов подсистемы СО. Книга для преподавателя как средство обучения, представляющее полную методическую систему, как руководство по управлению учебной деятельностью учащегося.

Основные этапы создания учебника. Требования к учебнику и учебному курсу. Модель конструирования и модель экспертизы учебника (А. Р. Арутюнов).

Программа – компонент системы средств обучения. Программа для учащихся.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) и технические средства обучения (ТСО).

АВСО – пособия, рассчитанные на зрительно-слуховое восприятие; способ создания искусственной языковой среды. Классификация АВСО по характеру материала, по видам восприятия, по способам подачи материала, по организационным формам работы. Принципы применения АВСО: принцип опережающего слушания, принцип многократного повторения, принцип расчленения потока речи и паузирования, принцип имитации речевого образца, принцип сравнения, самоконтроля и самокоррекции. Структура и типы учебных фономатериалов.

Формы и способы использования звукозаписи в обучении: репродуктивные упражнения имитативного характера, одновременные диалоги, вопросно-ответные на основе прослушанного материала, контрольное чтение текста.

Использование современных ТСО:

1) аудитивные средства: а) аспектные лингафонные пособия, б) аудиохрестоматия для развития навыков аудирования;

2) визуальные средства: а) таблицы, схемы и др. виды графической наглядности, б) картинки, фотографии, репродукции картин;

3) аудиовизуальные средства: а) учебные, документальные, научно-популярные фильмы или видеозаписи, б) видеозаписи информационных, научно-популярных телепрограмм, в) кино- или видеохрестоматии;

4) компьютерные программы.

Компьютер в роли обучающего. Типы обучающих программ. Специфика обучающих программ. Компьютер как универсальное вспомогательное средство обучения.

Стандарты.