Содержание

Психологическая характеристика общности видов речевой деятельности

Основные параметры речевой деятельности.

1. По характеру речевого общения – виды, реализующие устное общение (говорение, слушание), и виды, реализующие письменное общение (чтение, письмо).

2. По характеру выполняемой в процессе общения роли – ини­циальные (говорение, письмо) и реактивные виды речевой дея­тельности.

3. По направленности речевого действия на прием и выдачу речевого сообщения: прием и последующая переработка сообщения – рецептивные (аудирование, чтение); выдача речевого сообщения – продуктивные (говорение, письмо).

4. По характеру внешней выраженности: процессы построения, создания мыслительной задачи для других – говорение и письмо, решение мыслительной задачи вербальными средствами для себя – аудирование и чтение.

5. По характеру обратной связи: мышечная обратная связь – говорение и письмо, обратная связь по внутренним каналам смысловых решений – аудирование и чтение.

По способу формирования и формулирования мысли – формы речи: устная, письменная, внутренняя.

Сопоставительный анализ рецептивных видов речевой деятельности и определение их общности.

Понятие взаимосвязанного обучения. Основные психологические характеристики речевой деятельности: структурная организация (А), предметное содержание (Б), речевые механизмы (В).

А. Структурная организация.

I.  Мотивационно-побудительный уровень. Общность структуры и познавательных потребностей в чтении и аудировании. Характер материала: информативность; соответствие возрасту, интеллектуальным возможностям, профессиональной ориентации. Способы создания мотивации.

II.  Ориентировочно-исследовательский (аналитико-синтетический) уровень. Этапы обработки речевого сообщения:

1. Смысловое прогнозирование (актуализация смыслового поля).

2. Вербальное сличение (членение речевого потока и извлечение смысла).

3. Установление смысловых связей в зависимости от смыслового содержания и композиционной структуры текста, от уровня сформированности понятийного и категориального аппарата рецепиента, от субъективного опыта, индивидуальных особенностей и уровня владения языком.

4. Смыслоформулирование как обобщение всей проделанной на предыдущих этапах работы и перевод на внутренний код.

III.  Исполнительный уровень. Преобразование смыслового звена в поступочное.

Б. Предметное содержание.

Общность мысли как формы отражения отношений предметов и явлений и продукта (умозаключения) для рецептивных видов речевой деятельности.

В. Речевые механизмы.

Основные механизмы речи вообще: 1) механизм осмысления в единстве анализа и синтеза, 2) механизмы памяти (долговременной и оперативной), 3) механизм опережающего отражения (процесс вероятностного прогнозирования и процесс упреждающего синтеза).

Особенности функционирования памяти, общие для рецептивных видов речевой деятельности.

Память как психический процесс. Долговременная (постоянная) память, обеспечивающая узнавание слов, понимание фразовой структуры, коммуникативного типа и смыслового содержания речевого сообщения.

Кратковременная (оперативная) память, обеспечивающая текущее запоминание и сохраняющая материал только на время его переработки. Объем оперативной памяти.

Механизм вероятностного прогнозирования как проявление общепсихологического механизма опережающего отражения в рецептивных видах речевой деятельности.

Обусловленность данного механизма прошлым опытом индивида. Зависимость механизма от частоты встречаемости символа, значимости денотата и субъективной оценки понятия. Связь с механизмом долговременной памяти.

Механизм осмысления.

Этапы осмысления:

1) расчленение материала посредством его «смысловой группи­ровки»,

2) выделение смысловых «опорных пунктов» в виде тезисов, заголовков, вопросов; ориентировка в содержании воспринимаемого и последующее воспроизведение,

3) эквивалентные замены – восстановление воспринятого словами-эквивалентами, сохраняющими общий смысл высказывания.

Аудирование. Трудности аудирования.

I. Связанные с условиями восприятия:

1) однократность предъявления,

2) различные голосовые характеристики и произносительные манеры,

3) «навязанный» темповый режим,

4) многообразие ритмико-интонационных оттенков,

5) «механическая» речь.

II. Связанные с восприятием языковой формы:

1) фонематические (расхождение между графическим и акустическим обликом),

2) лексические (омофоны, паронимы, ЛСВ, имена собственные).

III.  Связанные с восприятием предметного содержания звучащей речи, общей идеи, смысла; с осознанием мотивов говорящего.

 

Организация и презентация аудиотекста.

Длительность текста. Структура текста. Форма текста. Функционально-семантические типы текстов. Инструкция-установка. Предъявление текста. Контроль общего и полного понимания текста.

Система упражнений по обучению аудированию.

I.  Упражнения для развития фонематического слуха и механизма внутреннего проговаривания.

II.  Упражнения на развитие интонационного слуха и механизма сегментации речевой цепи.

III. Упражнения на развитие механизма оперативной памяти.

IV. Упражнения на развитие механизма идентификации понятий.

V.  Упражнения на развитие языковой догадки и механизма вероятностного прогнозирования.

VI. Упражнения на развитие механизма осмысления.

Чтение.

Чтение как вид речевой деятельности по восприятию и переработке графически зафиксированного содержания текста в смысл в соответствии с коммуникативной установкой.

Трудности чтения: значительный объем языкового материала, сложность синтаксических конструкций, необходимость самостоятельного интонирования.

Реализация принципа устного опережения при обучении чтению. Механизм внутреннего проговаривания. Механизм вероятностного прогнозирования: смысловое прогнозирование, вербальное прогнозирование.

Чтение как средство обучения.

Учебные виды чтения.

1. Чтение вслух и «про себя».

2. Чтение беспереводное и переводное.

3. Чтение подготовленное и неподготовленное.

4. Чтение классное и домашнее.

Чтение как цель обучения.

Задача обучения чтению. Определение уровня «зрелого» чтения.

Дифференциация видов чтения в соответствии с коммуникативными задачами.

1. Просмотровое чтение с целью получения самого общего представления о содержании.

2. Поисковое чтение с целью обнаружения какой-либо инфор­мации.

3. Ознакомительное чтение с целью выяснения вопросов, затрагиваемых в тексте, и способов их решения.

4. Изучающее чтение с целью максимально полного восприятия информации.

Компоненты обучения чтению: выбор текста, формулировка задания, форма контроля.

1. Критерии выбора текста для просмотрового и поискового, ознакомительного, изучающего видов чтения.

1. Критерии выбора текста для просмотрового и поискового, ознакомительного, изучающего видов чтения.

2. Формулировка задания как создание коммуникативной установки.

3. Объект контроля понимания содержания текста. Нецелесообразность использования перевода как формы контроля.

Словарный запас для «зрелого» чтения.

Реальный пассивный (рецептивный) словарь как корпус лексических единиц, хранящихся в долговременной памяти учащихся. Потенциальный словарь – лексические единицы, отсутствующие в памяти учащегося, но которые могут быть «узнаны» на основе догадки.

Реальный пассивный (рецептивный) словарь как корпус лексических единиц, хранящихся в долговременной памяти учащихся. Потенциальный словарь – лексические единицы, отсутствующие в памяти учащегося, но которые могут быть «узнаны» на основе догадки.

Система упражнений по обучению чтению.

Дифференциация упражнений по отношению к процессу чтения.

Дифференциация упражнений по отношению к процессу чтения.

1. Предтекстовые (дотекстовые) упражнения. Цель – снятие языковых и лингвострановедческих трудностей, целенаправленное формирование психологических механизмов чтения.

2. Притекстовые упражнения. Цель – формирование коммуни­кативной установки на чтение.

3. Послетекстовые упражнения. Цель – обеспечение контроля пони­ма­ния, успешности выполнения смысловой обработки инфор­мации.

Сопоставительный анализ продуктивных видов речевой деятельности и определение их общности.

Анализ структурной организации говорения и письма. Функциональная психологическая схема смысловыражения (речепроизвод­ства): мотивационно-побудительный уровень, ориентировочно-исследова­тель­ский уровень (смыслоообразующая фаза и формулирующая фаза), исполнительный уровень. Предметное (психологическое) содержание продуктивных видов речевой деятельности и их результат.

Функционирование механизмов памяти, опережающего отражения и осмысления.

Механизм упреждающего синтеза: а) словесно-артикуляционный стереотип, б) лингвистические обязательства и в) смысловые обязательства раскрытия замысла, выявляемые на отрезках высказывания, больших, чем предложение.

Общие черты говорения и письма: 1) идентичность схем речепорождения, 2) аналогичный характер предмета, продукта и результата деятельности при говорении и письме, 3) общность действия механизмов памяти, осмысления и упреждающего синтеза.

Письмо.

Письмо как деятельность, направленная на фиксирование речи и ее элементов.

Письменная речь как деятельность, связанная с выражением мыслей в письменной форме и имеющая целью передачу информации в соответствии с ситуацией общения.

Обучение технике письма. Графика. Орфография. Запись как учебная деятельность, вспомогательный вид РД, основное назначение которой состоит в осознании особенностей единиц языка и речи.

Обучение письменной речи. Цели обучения письму. Условия реализации письменной речи на разных этапах обучения. Обучение конспектированию. Обучение реферированию и аннотированию.

Виды упражнений для обучения письменной речи.

Подготовительные: различного вида диктанты.

Речевые упражнения: изложение (сжатое, развернутое и свободное) и сочинение.

Говорение.

Говорение как вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение.

Категории общения: речевая (коммуникативная) ситуация, социальная и коммуникативная роли, коммуникативная общность, вид общения.

Речевая (коммуникативная) ситуация и ее компоненты: 1) обстоятельства общения, 2) отношения между коммуникантами, 3) речевое намерение, 4) реализация самого акта общения.

Принцип ситуативности при обучении говорению. Естественные и искусственные (специально созданные) ситуации. Тема и ситуация.

Продуктивная и репродуктивная, подготовленная и неподготовленная речь.

Обучение монологу. Специфические особенности монологической речи. Разновидности монологической речи (описание, повествование, рассуждение).

Обучение диалогу. Существенные особенности диалога. Виды диалога. Дедуктивный и индуктивный подходы к обучению диалогу.

Система упражнений по обучению говорению.

Умения рецепции и продукции и их корреляция.