Контрольные вопросы и задания к самостоятельной работе

1. Что означает тезис Ж.-П. Сартра: "Существование предшествует сущности"?

2.   Какой смысл вкладывается в понятие "экзистенция"?

3.   Чем в философии экзистенциализма "подлинное существование человека" отличается от "неподлинного"?

4.   Что такое свобода личности?

5. Объясните смысл высказывания К. Ясперса: "Моя собственная свобода может существовать только тогда, когда свободен и другой".

6.   Почему Ж.-П. Сартр определяет экзистенциализм как гуманизм?

7.   Можно ли через страдание познать истину?

8. Какой смысл вкладывал А. Камю в утверждение: "Жить – значит пробуждать к жизни абсурд"?

9.   Что такое "абсурдное сознание"?

10.   Какой смысл вкладывал А. Камю в образ "чумы" в романе "Чума"?

11.   Что заставляет человека думать, что жизнь – это тайна?

12.   Что представляет собой бунтующий человек?

13.   Какой смысл в словах А.Камю: "Я бунтую, следовательно, существую"?

14.   В одном из своих эссе Гилберт Кийт Честертон рассказывал старинную французскую сказку. "Сказка эта про отчаявшегося поэта, который решил утопиться. Пока он спускался к реке, чтобы покончить с собой, он отдал свои глаза слепому, уши – глухому, ноги – хромому и так далее. Читатель уже ждет его неминуемого конца, однако, вместо того, чтобы броситься в воду, бесчувственный, слепой и безногий поэт присаживается на берегу и, поняв, что жив, радуется жизни. Только глубоко вникнув в смысл сущего, может быть, только в глубокой старости начинаешь понимать, сколь правдива эта история".

Объясните философский смысл этой сказки.

15.   "Для экзистенциализма человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать" (Жан-Поль Сартр).

Согласны ли вы, что формирование, становление человека зависит только от него самого?

16.   "Человек находится постоянно вне самого себя. Именно проектируя себя и теряя себя вовне, он сосуществует как человек. С другой стороны, он может сосуществовать только преследуя трансцендентные идеи. Будучи этим выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, он находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы. Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (не в том смысле, в каком трансцендентен бог, а в смысле выхода за свои пределы) и субъективности – в том смысле, что человек не замкнут в себе, всегда присутствует в человеческом мире, – и есть то, что мы называем “экзистенциалистским гуманизмом”" (Ж.-П. Сартр).

Дайте сравнительный анализ данного понимания гуманизма с представлениями о гуманизме, где человек рассматривается как цель и высшая ценность.

17.   По легенде, мстительные боги обрекли Сизифа на бессрочную казнь. Он должен был вкатывать на гору обломок скалы, но, едва достигнув вершины, глыба срывалась и все приходилось начинать сначала. А. Камю в своем философском труде "Миф о Сизифе" говорит: "В этом вся тихая радость Сизифа. Ему принадлежит его судьба. Камень – его достояние... Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым".

Почему, по мнению А. Камю, Сизиф счастлив? Согласны ли вы с таким пониманием счастья?

18.   С точки зрения Ж.-П. Сартра, "каждый человек находится в неповторимой жизненной ситуации, нет никаких всеобщих законов нравственности. Выбор индивида должен быть свободным и осуществляться им на свой страх и риск". Подчинение каким бы то ни было нормам Сартр считает признаком неподлинного существования человека.

Ведет ли такая позиция к принципу "все дозволено"?

Сравните данное положение с учением И. Канта о ка-тегорическом императиве. В чем отличие взглядов

Ж.-П. Сартра и И. Канта?

19.   "Ошибочно мнение, будто самоубийство следует за бунтом, является его логическим завершением. Самоубийство есть полная противоположность бунту, так как предполагает согласие. Подобно скачку, самоубийство – это согласие с собственным пределом" (А. Камю).

Что является причинами самоубийства? Согласны ли вы с позицией А. Камю?

20.   Последние страницы романа А. Камю "Чума" – рассказ о том, как горожане, празднуя конец эпидемии, готовы сразу же забыть о ней. Главного героя – доктора Риэ – это тревожит. "Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа, и о чем можно прочесть в книжках, – что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопках белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах, и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города".

Что этими размышлениями хотел сказать А. Камю?

Объясните смысл следующих суждений (задания 21–29).

21.   "Мы называем это слово бытие". Таким именем существительным именуется то, что мы имеем в виду, когда говорим “есть”, “было”, “будет”. И все же, едва услышав слово “бытие”, мы уверяем, что за ним невозможно ничего себе представить, в нем невозможно ничего помыслить" (Мартин Хайдеггер). 

22.   "Есть одна по-настоящему серьезная философская проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями, – второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего, нужно дать ответ. И если верно, как этого хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа – за ним последуют определенные действия. Эту очевидность чует сердце, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума" (Альбер Камю). 

23.   "Есть пессимизм от силы и как сила; но есть и пессимизм от слабости и как слабость. Первый не обманывает себя, видит опасность, не хочет никаких сокрытий; он трезво вглядывается в силы и власти, создающей опасность... Пессимизм как слабость и упадок, напротив, видит повсюду только мрак, при­водит для всего основание неудачи и мнит себя позицией, обо всем заранее знающей, чем кончится дело" (Мартин Хайдеггер). 

24.   "Никто не может одним скачком выпрыгнуть из круга господствующих представлений, не может особенно тогда, когда дело идет о давно проторенной предшествующей мыслью колее, теряющейся в неприметном" (Мартин Хайдеггер). 

25.   "Революции всегда совершались против богов, начиная с Прометея, родоначальника современных завоевателей. Это протест человека против своей судьбы: требования бедняков являются только поводом" (Альбер Камю).

26.   "Предшествующее свободное становление для собственной смерти освобождает от потерянности в случайно появившихся возможностях, освобождает таким образом, что фактическую возможность смерти оно понимает и избирает, прежде всего, лично. Заглядывание вперед раскрывает существование – как предельной возможности – его цель и, таким образом, уничтожает всякую возможность опереться на уже достигнутое существование" (Мартин Хайдеггер). 

27.   "Мы имеем все шансы умереть раньше, чем выполним нашу задачу, в противном же случае – пережить ее и себя самих. Смерть является не моей возможностью не осуществлять и дальше мое присутствие в мире, а возможным в любое время исчезновением, превращением в ничто моих возможностей... Глупо, что мы родимся, глупо, что мы умираем" (Жан-Поль Сартр).

28.   "Абсурд не есть дозволение каких угодно действий. “Все дозволено” не означает, что ничто не запрещено. Абсурд показывает лишь равноценность по­следствий всех действий. Он не рекомендует совершать преступления (это было бы ребячеством), но выявляет бесполезность угрызений совести. Если все виды опыта равноценны, то опыт долга не более законен, чем любой другой" (Альбер Камю).

29.   "Перед лицом сущностной бездольности человека его будущая судьба видится бытийно-историческому мышлению в том, что он повернется к истине бытия и попытается найти себя в ней" (Мартин Хайдеггер).