3.3. Модель человека в учении к. Юнга

Особую роль в анализе проблем человека занимает психосоциальное учение видного деятеля психоаналитического движения Карла Юнга, который подверг критике ряд положений теории Фрейда, полагая, что все проявления бессознательного нельзя объяснить вытеснением сексуальности, а происхождение культуры – комплексом Эдипа и сублимацией. Отвергнув теорию Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации, при этом она способна проявляться в любой деятельности человека, будь то власть, голод, ненависть, сексуальность или религия.

Основным тезисом всех своих работ Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и конкретные исторические темы через призму "бессознательной деятельности современного человека". Исследование поставленных задач Юнг начал с введения качественно нового понятия "коллективное бессознательное", представляющее более глубокий слой психики, несущий в себе "свойства всего человечества, как некоего общего целого"[6]. Коллективное бессознательное – это разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь, мир богов и мир людей. Оно представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное состоит из семейного, национального, расового, общечеловеческого бессознательного. Однако слой психики не обладает своим источником в виде отдельного человека, а принадлежит всему человечеству в целом. Коллективное бессознательное передается посредством трансляции от поколения к поколению через структуры мозга и выполняет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности. Если, по Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал, что она насыщена формами, которые не могут быть индивидуально приобретенными, однако являются даром далеких предков.

Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер, так как были забыты или подавлены. Коллективное бессознательное – это своего рода общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется у современных людей через сновидения.

По мнению Юнга, бессознательное продуцирует некоторые схемы, формирующие представления человека, которые он назвал архетипами. Это изначально врожденные психические структуры, которые действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг следующим образом поясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности... Прообраз или архетип являются сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это так сказать психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".

Как некие прообразы, врожденные возможности представлений всего человеческого рода, архетипы в своем символическом виде отражают структуру человеческой психики, включая ее сознательные и бессознательные пласты. Они составляют внутреннюю сущность человека, являющегося, по Юнгу, архетипным существом.

На базе "коллективного бессознательного" и "архетипов" К. Юнг раскрывает и анализирует основные элементы в структуре личности.

Структура личности по Юнгу:

 

Коллективное бессознательное

 

Эго – центральный архетип в сфере сознания.

Персона – архетип, который показывает компромисс между индивидом и обществом, это маска (соответствует фрейдовскому "Сверх-Я"), которую человек надевает при встречах с другими. Маска, утверждает Юнг, есть то, что человек по сути дела не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека. Персона – внешнее выражение социальности, она дает возможность, с одной стороны, производить определенное впечатление на людей, а с другой – скрыть свою истинную природу, свою индивидуальность.

"Тень" – центральный архетип в сфере бессознательного, в котором сосредоточена негативная сторона человека. "Тень" – это все низменное, примитивное, подспудно дремлющее в глубинах человеческого существа и скрывающееся за масками благопристойности.

"Анима" и "Анимус" – архетипы женского и мужского начала, содержащиеся в образах человеческого "Я" и символизирующие собой противоположный пол.

"Самость" – центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека. Под самостью он понимает и подлинный субъект, и целостную личность, и цель жизни человека.

Юнг считал, что неврозы связаны с такими состояниями человеческого сознания, когда комплексы образуют автономные группы представлений и ассоциаций, имеющих тенденцию самостоятельно перемещаться и жить собственной жизнью, независимо от намерений людей. Человек утрачивает ценностные ориентиры в жизни, лишается символов, воплощенных в образе Бога, переживает своеобразный вакуум.

Современный человек находится как бы в поисках души, ему необходимо помочь обрести целостность, душевное равновесие. Речь идет об индивидуации (процесс становления личности), обретении человеком своей Самости, которую Юнг называет "Богом внутри нас".

Таким образом, Юнг рассматривает человека самостоятельным существом. При этом вычленение различных образов сознания и многочисленных персонификаций бессознательного позволило "размыть" ту непреодолимую преграду между сознанием и бессознательным, которая была воздвигнута Фрейдом. Раскрывая несоответствие между "истинным" и "ложным" бытием человека в современном мире, Юнг в структуре человеческой психике выделяет особую инстанцию, заключающую в себе потенциальные возможности становления индивида подлинным человеком, целостной личностью.