Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Чем отличается Воля к власти у Ф. Ницше от Воли к жизни в понимании А. Шопенгауэра?

2.   Какие идеи философии А. Шопенгауэра оказали влияние на философию Ницше?

3.   Согласны ли вы с тем, что принципы христианской морали – любовь, сострадание, жалость и т. д. – делают человека слабым?

4.   Согласны ли вы с утверждением Ф. Ницше, что "все средства, которые до сих пор должны были сделать человечество нравственным, были совершенно безнравственными"?

5.   Поясните мысль Ф. Ницше, что Воля к власти является сущностью человека.

6.   Что такое "Сверхчеловек" в понимании Ф. Ницше?

7.   Чем отличаются друг от друга основные стадии развития эпохи сверхчеловека?

8.   "Добродетель должна быть нашим изобретением, нашей глубоко личной защитой и потребностью: во всяком ином смысле она только опасность. Что не обусловливает нашу жизнь, то вредит ей: добродетель только из чувства уважения к понятию добродетель... вредна". 

Согласны ли вы с данным утверждением Ф. Ницше? Чем отличается позиция Ф. Ницше от учения Канта о категорическом императиве?

9.   "Человек, самое храброе и наиболее привычное к страданию животное, не отрицает страдания самого по себе, он хочет его, он даже ждёт его, но только при условии, чтобы ему указали смысл его, указали, к чему страдать. Не страдание, а бессмысленность его была проклятием, до сих пор тяготевшим над человечеством, – аскетический идеал предложил ему некоторый смысл".

Чем не устраивает Ницше подобное решение? Какой вариант решения этой проблемы предлагает он сам?

10.   "Сильные эпохи, аристократические

культуры видят в сострадании, в "любви к ближнему", в недостатке самости и чувства собственного достоинства нечто презренное. О временах следует судить по их позитивным силам и при этом выходит, что то, столь расточительное и роковое время

Ренессанса, было последним великим временем, а мы, современники, с нашей боязливой заботливостью о себе и любовью к ближнему, нашими добродетелями труда, непритязательности, законности, научности – накапливающие, расчётливые, машиноподобные – слабое время".

Почему эпоха Ренессанса была для Ницше последним "великим временем?" Какую оценку он дал бы сегодняшнему времени?

11.   "Церковь и мораль говорят: “род, народ гибнет от порока и роскоши”. Мой восстановленный разум говорит: если народ гибнет, физиологически вырождается, из этого вытекают порок и роскошь... молодой человек рано становится бледным и вялым. Его друзья говорят: этому причина такая-то и такая-то болезнь. Я говорю: что он стал больным, что он не мог сопротивляться болезни, было уже следствие оскудевшей жизни,.. наследственного истощения".

Согласны ли вы с утверждением Ф. Ницше, что заблуждение христианства в смешивании причины и следствия?

О каком смешивании следствия с причиной говорит Ф. Ницше?

12.  "Что такое свобода? То, что имеешь волю к собственной ответственности. Что сохраняешь дистанцию, которая нас разделяет. Что становишься равнодушным к тягостям, суровости, лишениям, даже жизни. Что готов жертвовать за своё дело людьми, не исключая и самого себя. Свобода означает, что мужские, боевые и победные инстинкты господствуют над другими инстинктами, например, над инстинктами "счастья". Ставший свободным человек,

а в гораздо большей степени ставший свободный ум, топчет ногами тот презренный вид благоденствия, о котором мечтают мелочные лавочники, христиане, коровы, женщины, англичане и другие демократы. Свободный человек – воин".

Свобода – это "нечто такое, что имеешь и не имеешь, чего хочешь, что завоёвываешь".

Чем отличается понятие свободы Ф. Ницше от понимания свободы как "познанной необходимости?". Сравните ницшеанское понимание свободы с понятием свободы в философии экзистенциализма.

13.   Согласны ли вы со следующими высказываниями Ф. Ницше, аргументируйте свои ответы.

"Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх".

 

"Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих, злобы".

 

"Возлюби ближнего своего" – это значит прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое! – И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями".

 

"Доброта и любовь, как целебнейшие травы и силы в общении между людьми, суть столь драгоценные находки, что хотелось бы пожелать, чтобы при употреблении этих бальзамических средств люди были как можно более экономны, но это невозможно. Экономия доброты есть мечта самых дерзких утопистов".

"Против войны можно сказать: она делает победителя глупым, побеждённого – злобным. В пользу же войны можно сказать: в обоих этих действиях она варваризует людей и тем делает их более естественными; для культуры она есть пора зимней спячки, человек выходит из неё более сильным для добра и зла".

 

"Социалисты стремятся создать благополучную жизнь для возможно большего числа людей. Если бы постоянная родина такой благополучной жизни – совершенное государство – действительно была достигнута, этим благополучием была бы разрушена почва, из которой произрастает великий интеллект и вообще могущественная личность".