Второй смысловой план – соотношение разума человека с космической, социальной и душевной реальностью

Это обширный круг проблем философии Платона, примыкающий к ее общей проблеме человека. Он разрабатывается Платоном в работах более зрелого периода творчества (в диалогах "Федон", "Пир", "Федр", "Теэтет", "Софист", "Парменид", "Филеб", "Государство", "Тимей"). Деятельность разума, как известно, протекает на трех его уровнях: подсознательном (память и ее знания, интуиция, врожденные задатки, средства интуитивного мышления и творчества), сознательном, или рассудочном (отражающее, творческое знание, дискурсивное и рекурсивное мышление), рефлексивном (принципы, средства, методы мышления, ценности, нормы, идеалы, критерии оценки, требования, цели). В отношении подсознательного уровня разума Платон поднимает проблему врожденных идей души и их прототипов в самой вселенной. После Платона проблема врожденного знания становится традиционной для гносеологии рационализма. Вопрос же о врожденных задатках и средствах познания питал априоризм Канта. Уровню разума в сознании, в рассудке, в отражающем знании соответствуют учения Платона о бытии, боге, душе. Рефлексивному разуму человека соответствует у Платона философское учение о методе, диалектике мышления, рационалистической природе познания.