5 Человек и политика

Политика – сфера человеческой деятельности, связанная с установлением, функционированием и развитием отношений власти. Возникновение термина "политика" обычно связывают с названием труда Аристотеля, обобщившего древнегреческие представления о политике.

Определяя политику как вид общения, Аристотель замечает, "что общение имеет в виду некое благо, а общение, объемлющее все прочие виды общения и называемое государственным, или политическим, имеет в виду высшее благо.

Основой государственной власти оказывается иерархия благ, всякое общение людей является политическим, поскольку оно связано с высшим, всеобъемлющим общением, т.е. государством. Государство, причастное делу поддержания и сохранения иерархии благ, само становится благом"[81]. Зачастую государство берет на себя и роль производителя общественных благ.

Традиционно (до XVIII века) политика определялась как учение о государстве – это было прямо связано с тем обстоятельством, что государство являлось основным источником власти в обществе. В настоящее время политика занимается условиями, при которых возможно создание и поддержание органической целостности государства или социальной группы. Основным политическим вопросом является вопрос о создании органически целостного объединения людей. Таким образом, политика и теории государства, учения о власти – до определенной степени разные вещи.

Краткий очерк состояния представлений о политике, власти и государстве может выглядеть следующим образом: власть предстает сложным, многосторонним отношением, рассматривается как пиковое выражение всех социальных процессов, или социального, в качестве основной матрицы проявления социального взаимодействия. Признается множественность источников власти (М.Фуко, П.Бурдье). Изменение представлений о власти ведет к возникновению теорий микрополитики

наряду с макрополиткой. Микрополитика – политика на уровне маленьких, деиерархизированных (Д.Купер) групп, которая может подготовить почву для глобальных социальных изменений и создания сбалансированного общества.

В качестве примера теории собственно политического можно привести теорию К.Шмитта (20-30-е гг. ХХ века), связанную с экзистенциональным различением друга и врага. Шмитт полагал, что единственным способом создания целостной социальной группы является противопоставление ей врага. Несмотря на обширную критику, такого рода представления и поныне используются в практической политике для создания если не целостных, то однородных групп.