Вопросы по теме

1.   Каковы причины исторического нарастания интереса к антропологической проблематике? Почему до сих пор не создано дефиниции человека? Каковы критерии "человечности"?

2.   Можно ли теоретическими средствами определить "норму человеческой жизнедеятельности"? Если "нет", то почему? Если "да", то в чем она заключается?

3.   В чем состоит причина исторического происхождения человека и каковы механизмы эволюционного выхода за пределы биологического?

4.   Как сказалась на биологии человеческой популяции сапиентизация?

5.   Назовите морфофизиологические критерии человечности. В чем заключается теоретическая сложность таксономического определения человека?

6.   В какой мере беспомощен, и в какой мере приспособлен к жизни в обществе и природе новорожденный ребенок? Отличается ли чем-либо его система приспособления к жизни вне матери от приспособительных способностей новорожденных детенышей животных?

7.   В чем состоит преимущество новорожденного ребенка перед детенышами всех остальных живых существ?

8.   Что общего и различного содержится в понятиях "морфология" и "функциональная организация"?

9.   Как структурно организован человек в отношении его биосоциальной целостности? В чем заключается в этом отношении его отличие от животных?

10.  В чем, по вашему мнению, заключается эволюционный смысл формирования человека и общества?

11.  Какие черты (или стороны) предковой формы человека претерпевали качественное изменение в ходе антропосоциогенеза?

12.  Противоречил ли антропосоциогенез законам биологического развития?

13.  В чем заключается, по вашему мнению, качественное отличие человека от животных?

14.  Как и когда начинается процесс "очеловечивания" в онтогенезе?

15.  Можно ли назвать безоговорочно "человеком" новорожденного? По возможности раскройте механизмы очеловечивания и перечислите основные факторы (условия) этого процесса.

16.  Почему в экспериментальных условиях, несмотря на многочисленные попытки, не удается воспроизвести процесс сапиентизации особей даже среди антропоидов?

17.  В чем состоит общественный и личный смысл человеческого существования?

18.  Каковы образы человека в различных философских учениях?

19.  Раскройте содержание понятия антропосоциогенеза. Какие основные подходы существуют в понимании сущности антропосоцио­генеза?

20.  В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? Какие решения этой проблемы вы знаете?

21.  Какую роль играет философия в постижении и преодолении кризисных состояний человеческого существования?

22.  Почему сущность человека понимается по-разному разными мыслителями? Каковы возможные позитивные результаты диалога различных философских учений о человеке?

23.  Какие практические следствия имеет различное философское решение проблемы человека в социальной работе?

24.  Как соотносятся понятия "культура" и "общество"? Что такое "культура" и каковы ее функции?

25.  Раскройте содержание понятий "нравственная культура личности" и "образовательная культура личности". Что общего и различного в содержании этих понятий?

26.  Как вы думаете, почему языковые нормы допускают выражение "общественный прогресс", но не позволяют связать понятие "прогресс" с понятием "культура"?

27.  Соотнесите содержание понятий "антиобщественное поведение" и "некультурное поведение".

28.  Как возникают и как развиваются (изменяются) культуры?