5 Человек и культура

В культуре человек обеспечивает свое самовоспроизводство. Понятие "культура" не тождественно понятию "общество", но они оба описывают нечто общее. В отношении какого содержания понятия "общество" и "культура" пересекаются, а в чем они различаются?

Сопоставление объемов понятий "общество" и "культура" показывает, что конструкт "общество" менее богат смыслами и более однозначен. Общество принято определять как совокупность общественных отношений, взятых как в "общем виде", так и применительно к конкретно-историческим этапам. Понятие "общественных отношений" – сложное, но вполне определенное: оно предполагает, что сообщество организовано в виде устойчивой коллективной структуры взаимодействий. Обсуждению подвергаются обычно лишь факторы и иерархия субструктур этой коллективной целостности.

Понятие "культура" гораздо сложнее, хотя и "меньше по объему". Культура – лишь часть коллективной целостности человека, но не только. Языковые нормы совсем не случайно позволяют связать в единую лексическую единицу понятия "культура и общество", "культура и личность". Общество можно охарактеризовать по уровням (цивилизованное, первобытно-общинное, образованное и др.) и по доминирующим составляющим (политизированное, информационное, морали­зированное и пр.). Культуру также можно охарактеризовать подобным образом: "высокая и низкая", "нравственная и политическая", "цивилизационная и образовательная". Но можно также и по совершенно не свойственным для содержания понятия "общества" параметрам: "культура быта" и "археологическая культура", "культура бактерий" и "сельскохозяйственная культура", "культура поведения" и "культура производства", "индивидуальная" и "общественная" культуры.

Культура – это не только структура групповых взаимодействий (как и общество); это еще и некоторая множественность способов построения структурных взаимодействий, определяемая одновременно как со стороны группы, так и со стороны индивида. Категория "культура", таким образом, менее определена, чем категория "общество" и фиксирует прежде всего не определенность изменений (как это происходит при словоупотреблении понятия "общество"), а меру их неопределенности. Не случайно в науке и философии существует свыше 300 определений культуры (т.е. фактически столько же, сколько и определений человека).

Основная функция культуры – конституирование в определенном времени и определенном пространстве меры неопределенности творческого поведения человека. Мера определенности и мера неопределенности способов жизнедеятельности человека и общества составляет пространство культуры, о котором уже заходила речь в теме "Онтология". Культура – общественный механизм продуцирования, фиксации, воспроизводства и самовоспроизводства устойчивости неоднозначного и нелинеаризованного поведения живых существ, интен­сивность и "определенная неопределенность" изменений которых являются главным условием их существования.

Культура задает нормы как репродуктивного (определенного, воспроизводимого и обучаемого) поведения, так и творческого (неопределенного, невоспроизводимого, сложно поддающегося обучению) поведения и определяет сферы и границы допустимой репродуктивности и допустимых отклонений (творчества) от заданной меры. Любой человек, и любое сообщество людей, обладают уникальной специфической системой культурных норм, фиксируемых как в знаковой, так и символьной форме. Поэтому культура – стержень, сущность человеческого бытия (существования).