2 Философская антропология

В переводе с греческого антропология означает учение о человеке. Но это учение может быть и биологическим, и религиозным, и медицинским, и педагогическим, и социальным. Прежде чем говорить о частных антропологиях, правомерно рассмотреть общую, т.е. философскую антропологию.

Исторически под понятием "философская антропология" понимается учение не об обществе (которое называется "социальной философией"), а учение о биосоциальной единице общества – человеке. Однако, поскольку социальную сторону бытия конкретного человека невозможно объяснить, игнорируя понятие "общество", в философской антропологии на современном этапе развития философского знания обычно затрагиваются и проблемы общественного развития.

Проблемы социальной философии в философской антропологии затрагиваются прежде всего в силу родовой сущности человека, определенной, как мы помним, Л. Фейербахом через парадоксальное сочетание в человеке индивидуалистско-коллективистских черт одновремен­но. Человек – единственный животный вид, в котором тенденция к индивидуализации (стремление стать не таким, как все, и возможность автономного от сообщества существования) парадоксальным образом сочетается с коллективностью, с неспособностью жить вне общества, с умением согласовывать свою уникальную неповторимость с таким же уникальным бытием членов своего сообщества. В животном мире такие "зоологические индивидуалисты" как осы-аммофилы, вьюрковый дятел, некоторые виды осьминогов или копытных, хищники и др. всегда ведут одиночный образ жизни и объединяются лишь на короткий срок в репродуктивный период.

Человек, несмотря на свою способность к независимому ("свободному") существованию, всегда живет в обществе себе подобных, а уединяется лишь временно, – под влиянием обстоятельств (в том числе и клинических), либо, дав специальный "обет" затворничества. Одиночество для человека не норма, а отклонение; одиночество для человека всегда либо наказание, либо – подвиг.

Более того, каждый человек одновременно входит не в одну, а в несколько социальных групп: семейную, дружескую, возрастную, этническую, политическую, образовательную, профессиональную, государственную, религиозную, территориальную, и др.

Несмотря на это, в современной социальной философии дискутируется вопрос: "существует ли общество как самобытная реальность, как особая область бытия?", поскольку для большинства позитивных социологов и обществоведов "общество" есть лишь название для совокупности и взаимодействия множества отдельных людей"[51].