Вопросы по теме

1.  Раскройте содержание понятия "наука". По каким основаниям может быть проведена классификация наук?

2.  По каким критериям проводится различие между обыденным и научным познанием?

3.  В чем заключена специфика подхода к познанию в постнеклассической науке и в чем заключаются исторические причины формирования этого подхода?

4.  Что представляет из себя структура и уровни научного познания?

5.  Что такое "факт"? Что общего и различного содержится в понятиях "эмпирический факт" и "теоретический факт"?

6.  Раскройте содержание понятия "научная парадигма".

7.  Раскройте содержание понятий "гипотеза", "концепция", "теория". Каковы закономерности деятельности науки на теоретическом уровне?

8.  В чем выражается специфика научного познания социальных фактов?

9.  В чем заключается взаимодействие теории и практики?

10. В чем состоят основные закономерности развития науки?

11. Как соотносятся понятия "теория" и "парадигма науки"?

12. Каковы критерии научности в медицине?

13. Выявите соотношение понятий "картина мира" и "научная картина мира".

14. Раскройте значение философии в научном познании.

15. Сформулируйте основные методологические трудности, стоящие перед научными исследователями проблемы человека и общества.

16. Почему Гораций, Державин, Пушкин (и большинство других великих художников в широком смысле слова) так часто и почти в одинаковых словах провозглашали: "Exegi monumentum", "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный" "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", а ученые с мировым именем предпочитают говорить о себе как И. Ньютон: "Я не знаю, чем я кажусь свету, но я сравниваю себя с ребенком, который, ходя по берегу моря, собирает гладкие камни и красивые раковины, а между тем великий океан глубоко скрывает истину от моих глаз". В чем дело? Художники самоуверенны и нахальны, а ученые скромники?

17. Раскройте содержание понятий "вненаучное" и "антинаучное" знание.

18. В чем преимущества и недостатки продолжающейся дифференциации наук?

19. Почему наука нуждается в философском осмыслении действительности и не ограничивается собственными, более "точными" и однозначными средствами исследования?

20. В чем заключается взаимодействие теории и практики?