2 Античная философия

Античная Греция знала много мудрецов. По территории ее царств ходили "Списки 7 мудрецов", чье слово несло людям уверенность и знание. Имена в списках были разные:

умных людей, умеющих связать воедино разнородные знания о мире,

было достаточно. Повторялось во всех списках только одно имя – имя Фалеса из Милета (VI век до н. э.). По профессии Фалес был торговцем

и много путешествовал. Научных сочинений Фалес не оставил, но,

по свидетельствам современников, он предсказал солнечное затмение

585 г. до н.э., сделал много открытий в области математики и астрономии, хотя достоверность этих свидетельств неясна. Зато очевидно другое: Фалес впервые последовательно и целенаправленно создал системную теоретическую картину мира, в которой были очерчены все логические взаимосвязи, существовавшие между известными и древним египтянам, и древним грекам фактами, вещами, явлениями и процессами. Правда, в этот период греки еще не дошли до расчленения, до анализа природы – природа еще рассматривается в общем, как единое целое. Всеобщая связь явлений природы еще не доказывалась в подробностях: она являлась результатом непосредственного созерцания. 

Некоторый, хотя и не вполне удачный опыт "теоретического отхода" от чувственно воспринимаемого мира, осуществил ученик и последователь Фалеса Анаксимандр: в основе его учения уже лежит детально разработанная космогоническая концепция, причем в качестве "первоосновы" признается не вода, как у Фалеса, но некое вечное и беспредельное начало (апейрон), которое "всем управляет", хотя чувственно не воспринимаемо. Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся процессом; живые существа зародились на Земле во влажной среде, и некоторые из них впоследствии вышли на сушу. С позиций экспериментальной науки подобные теоретические допущения являются недостатком, однако с точки зрения теории Анаксимандр скорее уменьшил степень произвольности в концепции Фалеса, за которую того критиковали милетцы. 

Дело в том, что теория, с момента своего исторического возникновения, всегда претендует на роль обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. Фалес, в этом отношении, был первым теоретиком. 

1. Он поставил вопрос о том, что является фундаментальным "строительным блоком" Вселенной. Субстанция (первоначало) представляет неизменный элемент в природе и обеспечивает единство в разнообразии природы. С этого времени проблема субстанции

стала одной из фундаментальных проблем греческой философии. 

2.   Он дал косвенный ответ на вопрос, каким образом происходят изменения: первооснова (вода) преобразуется из одного состояния в другое. Проблема изменения также стала еще одной фундаментальной проблемой греческой философии. 

Рассмотренные выше вопросы являются в равной мере и философскими, и естественно-научными. Что следует подразумевать под "естествознанием" и "философией"? В отношении интереса к фундаментальным проблемам бытия, "философию необходимо отличать от других четырех видов деятельности: изящных искусств, эксперимен­тальных наук, теологии и формальных наук. Независимо от того, как тесно она может быть связана с любым из этих видов, она не совпадает с ними. В отличие от искусств, философия делает утверждения, которые в определенном смысле могут быть истинными или ложными. Философия не зависит от опыта в том смысле, в котором от нее зависят экспериментальные науки (физика, психология). В отличие от формальных наук (логика, математика), философия размышляет над своими собственными предпосылками (принципами) и пытается их исследовать и легитимировать. В срав­нении с теологией философия не обладает множеством предполо­жений, основанных на откровении догм, от которых невозможно отказаться по доктринальным соображениям"[2].  

Фалес в значительной степени основывает свои аргументы на опыте, т. е. использует в качестве философских предпосылок не выводы более частных видов деятельности (наук, искусств, теологии), а непосредственно и исключительно практический опыт, таким образом, он – первый европейский естествоиспытатель, "натурфилософ", ученый. Однако Фалес задает свои вопросы и строит свою концепцию относительно мира (Бытия, природы) в целом, и потому вполне правомерно может считаться первым философом.  

Полагая, что Фалес был исторически и первым философом, и первым ученым Европы, обратим пристальное внимание на логику построения его философской концепции:

Предпосылка: 
1. Вопрос. Изменение существует. Что является постоянным элементом всех изменений?
2. Аргументы. Наблюдения за водой и ее поведением.
3. Ответ. Вода является постоянным элементом всех изменений.
4. Следствие. Все является постижимым.

Подчеркнем, что ответ ("вода является постоянным элементом всех изменений") логически не вытекает из вопроса и аргументов. Именно это вызывало критику Фалеса еще при его жизни, но подобные логические ошибки типичны и для большинства сегодняшних попыток создания концептуальной основы для картины мира.

Анаксимен, третий натурфилософ из Милета, обратил внимание и на другое слабое место в учении Фалеса. Каким образом вода, из ее недифференцированного состояния, преобразуется в воду в ее дифференцированных состояниях? В качестве собственного ответа Анаксимен утверждал, что не вода, а воздух, рассматриваемый им как первооснова, сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед (и землю!). При нагревании

воздух разжижается и становится огнем. Таким образом, Анаксимен создал первую физическую теорию

переходов, которая на современном языке научных терминов может быть охарактеризована как теория, объясняющая агрегатные состояния вещества посредством температурных влияний и изменений величины плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам между ними. Концепция Анаксимена является образцом типичных философских обобщений, характерных для натурфилософии античности, и работающих до последнего времени.

Не менее интересны и второе, и последующие поколения греческих философов. Гераклит и Парменид относятся ко второму поколению. Они уже были знакомы не только с physis, но и с первыми философскими теориями, и потому, как это и делается в обществе, пошли дальше.

Первое поколение натурфилософов, например, считало, что изменение существует. Для них это было предпосылкой, предположением. Исходя из этой предпосылки, они и спрашивали: "Что является элементом всех изменений"? Второе поколение философов подвергло сомнению эту предпосылку, задав вопрос "Существует ли изменение?". При этом Парменид и Гераклит предложили диаметральные ответы на этот вопрос: Гераклит утверждал, что все находится в состоянии постоянного изменения; Парменид считал, что "Ничто не находится в состоянии постоянного изменения". Однако в философии любой тезис требует дополнительного анализа, как это было сделано выше с логикой Фалеса.

Современники не случайно дали Гераклиту прозвище "Темный" (в значении – неясный, непонятный). На самом деле Гераклит сформулировал гораздо более сложный тезис, чем тот, который принято цитировать "на обыденном языке": "Все течет, все меняется"; и "Нельзя дважды войти в одну реку". Действительные рассуждения Гераклита следующие:

1) все находится в состоянии непрерывного изменения, однако

2) изменение происходит согласно неизменному закону (логосу) и

этот закон включает взаимодействие противоположностей, 

3) причем это взаимодействие противоположностей как целое

порождает гармонию. 

Гераклит не отрицает, что вещи и явления могут продолжительно длиться

во времени; однако базисным принципом

для всего существующего и преходящего является взаимодействие

между соответствующими силами, баланс между которыми может изменяться согласно логосу. Поэтому настоящей субстанцией изменяющихся вещей для Гераклита является не вещественная первооснова, а логос![3]

Тождество – вот то, что логически предполагается искать во всех различиях, и это тождество у всех изменяющихся вещей Гераклит усматривает в самом изменении.

Как и для Гераклита, для Парменида исходным пунктом философских размышлений выступает "логическое". Реконструировать его аргументы возможно следующим образом:

А) 1. Что существует – существует.

Что не существует – не существует.

2. Что существует – может быть мыслимо.

Что не существует – не может быть мыслимо.

Б) Идея изменения предполагает, что нечто начинает

существовать и что нечто прекращает существовать.

Например, яблоко из зеленого становится красным, т. е. зеленый цвет исчезает и становится "несуществующим". Но подобные рассуждения ведут к тому, чтобы признать: изменение ведет к небытию. О "небытии" мы мыслить не можем; следовательно, мы не способны выразить в мышлении и изменение! Отсюда, по Пармениду, тезис "Изменение логически невозможно". Разумеется, Парменид знал и понимал, что реально изменения существуют. Однако разум (логика) говорили, что изменения невозможны, и Парменид призывал верить разуму, а не чувству. По Пармениду разум прав, а чувства обманывают нас. Впоследствии этот вывод Парменида долгие века был мишенью для критики, в процессе которой появились апории Зенона, логика, рационалистическое направление в философии…

Третье поколение греческих философов поставило своей задачей "примирить" учения Гераклита и Парменида. Эмпедокл и Анаксагор (оба не только философы, но и медики) сформулировали такое

утверждение: "Некоторые вещи находятся в состоянии изменения, а другие – в состоянии покоя". Эмпедокл вводит идею о четырех первоосновах (качественно неизменных), различное сочетание которых в разных пропорциях дает разные вещи. Анаксагор рассуждал аналогично, но в отличие от Эмпедокла оперировал "бесчисленным" количеством элементов ("бесчисленность" введена Анаксагором ради получения "бесчисленного" количества вещей и явлений в мире).

Принципиально иначе к построению все той же физической картины мира Античности подошли Демокрит (атомист-материалист), Пифагор (число), Сократ, Платон, киники, киренаики, эпикурейцы, стоики… В результате поздняя Античность имела настолько множественно-разнонаправленные модели картины мира, что сам мыслимый Мир перестал мыслиться как единое гармоничное целое. И если бы не Аристотель, сумевший настолько успешно синтезировать логически непротиворечивым образом значительную часть этих моделей и их оснований, что его учение легло в основание теоцентрической картины мира Средневековья, тенденция к хаосу в мировоззрении "позднеантичного" периода могла бы иметь негативные последствия в практике общественной жизни.

Картина мира Античности: 

С предельной дифференцированностью античной "физикалистской" картины мира связана и дифференцированность медицины (термин "фюсис" впервые встречается у Гомера и, по всей видимости, он уже в то время имел отношение к медицинской терминологии) Древней Греции и Рима. В VI–V веке до н.э. в Греции существовало несколько известных медицинских школ. Представителями кротонской (италийской) школы были Демокед, упоминаемый Геродотом, и философ Алкмеон. Алкмеон был близок к пифагорейцам и развивал взгляды, лежащие в русле физико-космологической традиции науки "о природе". Алкмеон считается предшественником экспериментальной физиологии и анатомии и является автором первого в европейской истории учения об ощущениях. Ему приписывается также открытие нервов, ведущих от органов чувств к головному мозгу. В основе учения Алкмеона о здоровье лежит идея о равновесии ("второе поколение" греческих философов) противоположных сил – теплого и холодного; сухого и влажного; сладкого и горького, и т. д.

Основателем сицилийской медицинской школы был философ Эмпедокл. Для этой школы была характерна тесная связь с религиозно-этическим учением пифагорейцев. Знаменитая книдская школа продолжала эмпирические традиции египетских и вавилонских врачей, для которых характерны не поиск общих принципов болезни, а детальное описание отдельных комплексов болезненных симптомов и специализированная терапия для каждого комплекса.

Наибольшую славу в Древней Греции приобрела косская школа, неразрывно связанная с именем Гиппократа и философией рационализма. Гиппократу приписывается свыше 70 книг, авторство афоризма: "Врач-философ подобен Богу" и формулировка этического медицинского кодекса, который называется Гиппократовой клятвой.

Основной принцип гиппократовой медицины – действовать в соответствии с законами природы, а не против нее. Античная медицина "пострадала" от чрезмерной увлеченности древнегреческих философов поисками оснований Бытия так же, как и обыденное мировоззрение: многообразие разнонаправленных физикалистских картин мира привело ее к необходимости выявления общих логических оснований врачевания, но это уже – следующая, средневековая ступень развития медицинского знания.  

Добавить комментарий