4 Проблема методологии социальной работы

Мы уже говорили о том, что философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического исследования действительности. Такие принципы теоретической интерпретации социальной работы обнаруживаются через категории "социальная деятельность" и "социальная философия". Так, в ряде естественных наук к середине XIX века уже утверждались основные принципы диалектического метода, рассматривающего объекты как единство противоречий и закономерных изменений, а в социальной философии еще господствовала метафизика. Обществоведы же того времени были уверены в неизменности и циклической повторяемости социальных событий, фактов, судеб. Следовательно, "социальная работа" как профессия в те времена объективно не могла возникнуть, поскольку считалось, что данный "от века" порядок распределения социальных ролей, уровня жизни и образования, невозможно изменить никому из людей. Еще один пример. В философии, еще со времен Античности, прослеживается идея объективности развития всего мира, между тем ряд современных философских течений (например, позитивизм) отрицают объективный характер общественного развития и, следовательно, возлагают ответственность за социальную несправедливость только на отдельных людей и их моральные и интеллектуальные качества.

Для того чтобы выработать собственную позицию по этим актуальным для социальной работы вопросам, необходимо не только разобраться в научных представлениях о человеке и обществе, но и самостоятельно выработать мировоззренческие установки (философские принципы) по данной проблематике, потому что научных определений общества и человека как конкретных целостностей не существует. Философии еще предстоит долгое время обсуждать, что такое "общество вообще", какова природа "надорганической реальности", существуют ли инварианты устройства и функционирования социальных систем, присущие и Древнему Шумеру, и средневековой Италии, и современной Японии.

Социальный работник должен понять, что такое "власть" и "собственность"; чем "культура" отличается от "общества" и "цивилизации"; существуют ли законы взаимодействия социальных систем, и можно ли изменить взрослого человека. Будущий социальный работник должен уметь решать для себя вопрос о взаимосовместимости различных социальных подходов к клиентам, выработать систему теоретических приоритетов в социальной работе и обоснованно отстаивать свой выбор.