4 Картина мира как предпосылка и результат философского знания

В повседневной деятельности, на производстве, в науке приходится решать различные задачи и применять для этого специальные знания. Чтобы забить гвоздь, нужно знать, что молоток вобьет его в древесину, но не справится с бетоном или металлом. Но иногда для решения подобных задач приходится выходить за рамки накопленного опыта, переступать границы смежных наук, привлекать сведения из самых неожиданных областей. Как, все-таки, вбить крюк в бетонную стену? Что заменить, молоток или гвоздь? Чем заменить? А может быть, не вбивать, а вкручивать? Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, следует привлечь знания более широкого круга, чем раньше. Так, от задачи вбивания гвоздя, связанной с твердостью тех или иных предметов, мы постепенно переходим к проблеме прочности и сопротивления материалов. В подобных ситуациях у человека появляется потребность вырабатывать общее представление о мире в целом, о месте в нем и возможностях человека, о системной стратегии поведения в этом мире. Такое общее представление о мире называется картиной мира и оно – исходный пункт и результат работы мировоззрения.

Картина мира не есть "живописная картина". Это – проективная сумма, целостность накопленных знаний, обобщение исторического опыта, зафиксированное в "довербальных" понятиях. "Картину мира" можно представить в виде своеобразной мысленной матрицы, в свернутом виде задающей направленность и общий характер всей последующей жизненной стратегии личности и/или общества. Чтобы построить картину мира каждой личности или каждому обществу, приходится максимально непротиворечиво связывать, объединять знания и навыки из разных сфер деятельности и опыта, т.е., по сути, на основе сформированного уровня категориального мышления создавать обобщенный образ мира. С решением подобной задачи разные люди справляются по-разному. Так, у К. Чуковского в книге "От двух до пяти" ребенок дает вполне эмпирически обоснованный и логически правдоподобный ответ:

– Почему ветер дует? – спрашивают его.

– Потому что деревья качаются!

Ответ правилен и неправилен одновременно. На основании здравого смысла мы, действительно, когда хотим охладить разгоряченное лицо в жару или в духоте, можем воспользоваться веером или опахалом. Но эта аналогия ведет к неправильному выводу, потому что сделана на основании обобщения очень узкого, ограниченного опыта. Именно поэтому "1–2 примерчика ничего не доказывают". "Научно" правильный ответ на данный вопрос можно дать лишь, сопоставив не только механические процессы (ветерок от промчавшегося рядом автомобиля, движение веера, вентилятора и т. п.), но и следствия температурных изменений в разных средах; изменения уровня влажности и т. д.

Сравнивая и анализируя общее и различное у растущего дерева, мчащегося поезда, повторяющихся морских приливов, процесса взросления человека и т. п., человек вырабатывает общие понятия "взаимодействие", "взаимовлияние", "развитие", "изменение", "движение". Это – категории, ибо в них отражены свойства неограниченно широкого круга явлений и вещей, способных так или иначе изменяться в течение времени. Категории и используются для обобщения, или синтеза ("синтез" в переводе с греческого – соединение, сочетание), исторического опыта и знаний людей в единую картину мира.

Каждый человек с раннего детства строит свою картину мира. Но далеко не всегда, – в силу своих возрастных, интеллектуальных или культурных особенностей – строит единым для всех остальных людей образом. Так, 3–4-летний ребенок обычно еще не способен системно целостно описать даже впечатлившее его событие или "явление", поскольку мыслит "абстракциями первого уровня" и рассказывает примерно следующим образом: "Мы ехали на синем автобусе; бабушка чужая ругалась; мама сказала, что сливы зеленые, а ягоды грязные, а потом пошел дождь", вместо того, чтобы сказать: "Мы ездили с мамой на базар, но ничего не купили, потому что дорого". Не может он, соответственно, системно целостно обобщить и свое общее воззрение на мир. Более того, есть целые народы, видящие мир подобным "детским" образом (в виде целостности понятий первого уровня абстрагирования, сущность которых заключается в недифференцированности целостных, т. е. конкретных впечатлений от воспринимаемого), и это отражено прежде всего в их речи: например, у некоторых народов Севера существует до 100 определений снега в его различных состояниях, но нет общего понятия "снег". Бушмен никогда не ответит на вопрос "как далеко до деревни", коротко – "3 км" или "Да вон она, за лесом", а будет подробно описывать каждое дерево, пригорок или ручеек, который нужно миновать по пути в эту деревню. Общих понятий в их языке сравнительно мало. Сумма, или система таких общих понятий, подытоживающих ответы на общие вопросы, образует мировоззрение. Чем больше степень обобщения понятий, образующих каркас мировоззрения, тем оно шире, глубже, многогранней и системней, т. е. – философичней.

Зафиксированная в понятиях (в том числе – и довербальных) картина мира является предпосылкой, а сформулированная в понятиях и организованная в систему категорий – результатом философского знания.