Заключение

Современную ситуацию общественного развития связывают с этническим парадоксом – именно так называется двойственная тенденция, в которой нарастающая цивилизационная унификация духовной и материальной сфер (способствующая утрате этнодифференциирующих факторов) тесно переплетается с тенденциями народов к сохранению и укреплению самобытности, уникальной бытовой культуры и особенного психологического склада (способствующих росту этнической солидарности). Особенный интересный вызывает тот факт, что сейчас повсюду говорят об этническом Возрождении как характерной черте развития человечества на современном этапе.

Этническое Возрождение имеет для современной цивилизации различные последствия: от безобидных реставраций обычаев и обрядов, стремления малых народов создать или восстановить государственность до столкновения интересов и территориальных притязаний народов друг к другу, роста межэтнической напряженности, доходящих порой до открытых противостояний и военных конфликтов. Очевидно, что непсихологические причины подобных процессов связаны с колониальным имперским наследием XIX–XX вв. – преступлениями против человечества в виде депортации или истребления народов по этническому признаку, с произвольностью территориального деления стран (вне черты этнического расселения), с экономической и технической экспансией народов, достигших определенного уровня развития, а также с мировой социальной конкуренцией, которая усиливает внутриэтническое взаимодействие, и с разрушением религиозных и крестьянских общин, региональных землячеств, с которыми можно было установить положительную идентичность.

Все названные обстоятельства негативно повлияли на культуру добрососедства и нормальной семейственности. На этом фоне изучение психологических причин, столь разрушительных для человеческого сообщества процессов, может сыграть и играет серьезную роль в развитии межличностных и межгрупповых отношений, в поддержании стабильного существования человеческого сообщества и гармоничного существования отдельной личности.

Особенно интересной с точки зрения современных тенденций к индивидуализированному бытию можно назвать тягу молодого поколения к своим родовым корням, когда так называемый "шок будущего" (апокалиптические настроения) заставляет многих людей обращаться к стабильным ценностям древней культуры предков, чтобы там найти опору, необходимую для осмысленного существования в постсовременном мире.