Исходный текст № 3

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

 

В 1881 году царем стал Александр III. Новый царь вошел в историю под прозванием Миротворца. Это был единственный царь во всей нашей истории, который за 13 лет своего царствования не вел ни одной войны. Это позволило поднакопить крупные средства для реализации, наконец, давней мечты о железной дороге в Сибири.

И вот тут судьба царя переплетается с судьбой инженера путей сообщения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.

Он закончил Петербургский институт путей сообщения в 1878 году, когда завершилась победой русско-турецкая война, и Болгария, Сербия, Черногория и Румыния были освобождены от владычества Турции. Молодого инженера послали в Болгарию, чтобы он там проложил шоссе до Черного моря и поставил пристань, откуда возвращались бы на родину русские войска. В кратчайший срок он выполнил это первое поручение, и пристань Бургас могла принимать сразу целую дивизию.

Оттуда Н. Михайловского откомандировали в Бессарабию на постройку железной дороги. Там он выстроил восьмивёрстный путь

и станцию Траянов Вал, признанную самой красивой на линии.

27-летний инженер был награждён орденом.

После этого Михайловский прокладывал дорогу в Грузии. А затем его назначили начальником участка на линии Уфа–Златоуст.

В эти годы Николай Георгиевич написал свою первую книгу "Несколько лет в деревне". В судьбе его забавно переплелись три Михайловских. Он взял псевдонимом имя своего шестимесячного сына Георгия, которого домашние звали Гарей. Молодой отец заканчивал в это время второе своё произведение – повесть "Детство Тёмы".

Когда Гарин-Михайловский впервые оказался в Сибири, он решил самолично проверить все предыдущие варианты мостового перехода через Обь – главной проблемы будущей магистрали.

Закончив изыскания, он уехал в Петербург, в Министерство путей сообщения, где вступил в борьбу за свой вариант.

В конечном счете, последнее слово осталось за царём. Александр III заметил статьи инженера в "Новом мире", согласился с его доводами, с его экономическими расчетами. Двадцать третьего февраля 1893 года он утвердил вариант Сибирской дороги с переходом Оби у села Кривощёково.

Рождение Новосибирска было предрешено.

 

А. Никульков. Стремительный город