Сочинение № 3

Во все времена людей интересовала природа творчества. Силы, заставляющие художников писать картины, композиторов – песни… Что они из себя представляют? Является ли произведение искусства результатом божественного вмешательства, или же гениальность предопределена свойством характера? Великие умы ищут ответы на эти вопросы. У Пушкина, к примеру, мы видим:

       Ведь гений и злодейство

       Две вещи несовместные.

Это утверждение доказывает Фазиль Искандер, приводя простые примеры. Он проводит параллели между такими свойствами человека, как талант и природная доброжелательность. Мне очень близка мысль о том, что идея одержимости лежит в основе искусства. Творчество – это прежде всего самоотдача. Получая от мира то, что он может отдать одному человеку, творец отдает миру сторицей.

Энергия творчества, которая, несомненно, имеет место в человеческой жизни (вспомним, например, какое удовольствие получают люди от прослушивания "живой" музыки на концертах), изначально позитивна. Художник раздает свою душу, возвышаясь над толпой. Именно поэтому так часто гениев не принимают в обществе – они другие, отличающиеся от большинства.

Фазиль Искандер говорит о "законе энергии" в искусстве. "Беспредельная щедрость подготавливается беспредельной концентрацией сил" – эта фраза точно характеризует энергетические механизмы творчества. Удачный пример, приведенный автором (о том, что доброжелательный человек отдает больше, чем от него просят), дает образное представление о механизме творчества – отдавать всё, что можешь и даже больше.

Для доказательства собственной позиции автор использует различные языковые средства художественной выразительности. К примеру, сравнения ("чудо, божий дар") делают текст более красочным и простым для восприятия. Логическая повествовательная структура (классическое разбиение текста на три части, свойственное текстам-рассуждениям) дает возможность воспринимать информацию, которую хотел донести до нас автор. Текст изобилует научными терминами ("зацикленность", "концентрация"), которые делают его научным, но не слишком сложным.

Автор ставит проблему абсолютной позитивности творчества, которая обусловлена полной энергетической отдачей, сопутствующей ему. "Искусство нарушает естественно-научные законы", – так говорит Фазиль Искандер, вероятно, имея в виду исключительность творца.

Таким образом, совокупность энергетических законов творчества и исключительности гениальности обуславливает саму суть творчества, состоящую в позитивной отдаче энергии от художника к созерцателю, в процессе которой происходит переосмысление мира с обеих сторон, сопровождающе-еся энергетическим обменом энергии с обществом в целом, в котором нет места злу и разрушению, то есть негативное искусство есть антиискусство, а антиискусство в свою очередь порождает разрушения на уровне основ естества (как и искусство), но не созидает, а значит, гениальность сопряжена только с созиданием.

 

Дружинина Татьяна,  Л11-2, 2006