Сочинение № 1

Он же гений,

Как ты да я, а гений и злодейство –

две вещи несовместимые. Не правда ли?

 

А.С. Пушкин

 

Вопрос, заданный в эпиграфе, волновал не только Пушкина, но и многих людей, живших до и после Александра Сергеевича. Обратился к нему и

Ф. Искандер в своей работе "Попытка понять человека". По мнению автора, гений и злодейство действительно две вещи несовместимые. Для обоснования своей позиции писатель строит ассоциативный ряд "гений – искусство – щедрость", с помощью которого делается вывод о том, что гений должен быть человеком щедрым, а щедрый, по определению, не может быть злым. Стремясь к более полному воздействию на читателя, Искандер прибегает к более простому примеру, жизненному примеру с яблоками. "Попытка понять человека" – это текст-рассуждение, текст-доказательство, изложение в нём чётко построено по законам логики. В работе автор не стал злоупотреблять средствами выразительности, в ней нет ничего лишнего, но этим и достигается красота произведения. Красота эта математическая, ею обладают в основном доказательства теорем геометрии и алгебры, которые считаются эталоном в плане логики рассуждений.

Чтобы разрешить проблему "гения и злодейства", на мой взгляд, надо уточнить понятие "гений". Чингисхан, Наполеон, Гитлер – были ли они гениями? Я дал бы отрицательный ответ. В моём понимании, гений – это прежде всего творец, создатель. Названные же личности, без сомнения, – разрушители. Почему нельзя быть гением разрушителем? Да потому, что для разрушения не нужно прилагать определенных усилий. Стоит прислушаться к народной мудрости, которая гласит: "Ломать – не строить". Именно поэтому "гений" не равно "разрушитель" ("злодей"). Гений – личность развитая, с богатым внутренним миром. Согласитесь, что сложно представить себе гения, оскверняющего памятник. Именно поэтому "энергия разрушения" не равна "энергии созидания", они взаимоисключают друг друга: если одной будет слишком много, то для второй останется немного места. Можно, в конце концов, обратиться за доказательствами к истории, ведь в ней было немало и подлинных гениев. Альберт Эйнштейн отказался от участия в разработке атомной бомбы. Ахматова не стала на сторону ненавистного советского режима, угнетающего население родной страны. Лев Толстой был одним из величайших гуманистов современного ему общества. Примеры этих людей красноречиво говорят о том, что гению не только чуждо злодейство, но и о том, что гений всеми силами пытается противостоять ему.

Думаю, с мнением автора нельзя не согласиться, поэтому давайте стремиться созидать, тем самым приближаясь к гениям.

 

Литяйкин Евгений,  Л11-5, 2006