4. Качество и гарантии поставщика

4. Качество и гарантии поставщика

Вопросы качества поставляемого товара должны волновать не только покупателя, но и продавца: реализуемость и востребованность товара на национальных рынках – гарантия долгосрочных торговых связей. Единичные продажи, конечно, могут обеспечить на некоторое время хорошую выручку, но не имеют перспектив для производства товаров низкого качества и завоевания авторитета потребителя. Поэтому неотъемлемой частью контракта является раздел, в котором даются ссылки на международные и национальные стандарты и требования к сертификации товара.

Проверка качества поставляемого товара обычно входит в обязанности продавцов или их представителей, поскольку для продавца всегда дешевле заменить бракованные товары, устранить пересортицу или несоответствие количества товара договорному на месте, нежели заниматься этим тогда, когда товар уже поступил к покупателю. Если покупатель недостаточно хорошо знает продавца или не уверен в его надежности, он может включить в контракт требование о предоставлении ему сертификата. Наибольшую опасность представляют с точки зрения качества товары, поставляемые на основании авансовых платежей, что особенно характерно было в советские времена для торговых контрактов с Китаем, Румынией, Польшей. Если все-таки авансовый платеж является необходимым условием контракта, то в какой-то мере поставить продавца в ответственное положение может требование, включенное в контракт, о предоплате только после письменного подтверждения продавца о готовности товара и при получении от него сертификата проверки качества товара. Кстати, условия INСОTERMS

(см. раздел 2.3) вменяют в обязанность продавца за его счет проверку качества и измерение количества товара, поэтому ссылка на эти условия служит некоторой гарантией качества поставки. Поэтому возможные требования продавца о повышении цены за счет проверки качества исходя из этих же условий необоснованны. Если в контракте не указан способ определения качества, то считается, что качество товара должно соответствовать среднему для данного товара в стране продавца.

Необходимым атрибутом контракта являются также гарантийные обязательства продавца по устранению возможных неисправностей или некачественного товара. Обычно принятый в международной практике срок гарантии на товары длительного пользования – 12 мес. с даты продажи, на компьютеры – до 15 мес. Поэтому при значительных партиях этот срок несколько увеличивается с учетом времени реализации в торговой сети. Технологически сложные машины и комплектные линии имеют также увеличенный срок гарантии с учетом времени их монтажа, наладки и пуска, но и здесь гарантии обычно не превышают 18 мес.

Товары, имеющие установленные сроки годности, – пищевые продукты, лекарственные препараты, химические вещества – должны при их поставке иметь не менее 80 % оставшегося к этому моменту срока годности и учитывать время их перевозки и продвижения в розничную продажу.

Покупатель, однако, должен понимать, что, закладывая в контракт больший срок гарантии, он повышает затраты продавца на гарантийное обслуживание, поставку запасных частей, содержание пунктов технического обслуживания, что будет включено в калькуляцию завод-ской себестоимости и вызовет повышение цены товара.

Отдельные виды товаров требуют применения специальных мер для проверки качества. Различают три вида таких проверок качества.

    Выборочный контроль применяется при проверках продукции массового изготовления – продовольственных товаров, предметов одежды, электронных и бытовых приборов, серийных автомобилей, универсальных станков и т. д. Для этого в контракте оговариваются условия выборочного контроля: например, 3 пары обуви из каждой партии или из каждого вагона. Проверка производится на соблюдение технических требований контракта или соответствующего государственного стандарта. Приемка товара покупателем используется для контроля качества технически сложных и дорогостоящих товаров. Такая приемка используется для морских и речных судов, крупных грузоподъемных машин, авиалайнеров, оборудования для работы в сложных условиях. Приемка такого товара ведется по специальному регламенту (который указывается в приложении к контракту) привлеченными покупателем специалистами и за его счет. Каждый узел или агрегат подвергается приемке по специальной программе, о чем составляется соответствующий акт. Гарантийные испытания проводятся для морских и речных судов и сложных технологических комплексов после завершения их монтажа и пуска в эксплуатацию. Стоимость этих испытаний входит в цену контракта.