Глоссарий

Авторское право – права и обязанности автора, регламентированные в общегосударственном порядке и зафиксированные в статьях законов.

Агитация (лат. аgitatio – приведение в движение) – воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула; побуждение к практическому действию с указанием на объект и способ приложения сил.

Аудитория – неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ, носитель массового сознания.

Библиография – перечень книг и статей по какому-либо вопросу или роду литературы.

Брифинг (англ. brief – краткий) – встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой кратко излагается официальная позиция по определенному вопросу или согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, конференциях, заседаниях, информация об их ходе, взглядах сторон и т.д.

Власть – 1) способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия, 2) политическое господство, система государственных органов.

Гласность – 1) известность, доступность для широкого ознакомления и обсуждения; 2) вид общественных отношений, построенных на доверии и взаимопонимании между всеми институтами социальной системы, населением и отдельными гражданами.

Глобальные проблемы – современные проблемы существования и развития человечества в целом: предотвращение мировой войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами: продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы – последствия противоречий общественного развития, резкого роста масштабов воздействия человеческой деятельности на окружающую среду. Глобальные проблемы связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный). В философском понимании – признание человека величайшей ценностью, а человеческого блага – главной целью и критерием оценки общественного прогресса. В социальном плане – деятельность, направленная на создание условий для достойного существования человека; в морально-нравственном отношении – уважение личности, внимание к ее уникальности; c правовой точки зрения – защита интересов и свобод граждан. Эстетический аспект понимания гуманизма – признание физической и духовной красоты человека, избрание его предметом художественного творчества.

Дезинформация – преднамеренное искажение информации; особый тип информации, создающей ложную систему ориентаций у аудитории, формирующей искаженную картину действительности, искаженные ценности и цели. Средства дезинформации – прямая ложь, полуправда, распространение слухов, неверные акценты в сообщении, неадекватные комментарии, демагогические обещания, популизм и т.д.

Достоверность – свойство информации, устанавливающее степень соответствия истине, оценивается точностью и объективностью.

Журналист – лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором и подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо уполномоченное редакцией СМИ заниматься такой деятельностью.

Журналистика – 1) общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); 2) система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства, и их производственно-техническая база; 3) продукция журналистской деятельности – произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения; 4) отрасль научного знания и образования.

Идеология (от греч. idea – мысль, logos – слово, учение – учение об идеях). Система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

Идея – основная мысль произведения, выражающая нравственную позицию автора.

Институт социальный – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности; cовокупность правовых норм по определенному кругу общественных отношений. Социальные институты – организации и учреждения, созданные для выполнения определенных общественных задач и обязанностей: cуществуют экономические, политические, культурно-образовательные и другие социальные институты, каждый из которых должен действовать на основе четких установлений – конституции, законов, кодексов, уставов, положений, регламентов, правил (институт семьи, институт права, институт собственности, государство как аппарат управления, армия, политические партии и пр.)

Информация (лат. Informatio – осведомление, изложение, сообщение). 1) вся совокупность сведений, вербально или невербально зафиксированных, которую журналистика несет аудитории; 2) сведения о новых фактах – событийная информация, а также комментированная, художественная, публицистическая; 3) наименование группы жанров, предназначенных для сообщения новостей.

Инфраструктура СМИ – 1) несколько секторов производства содержания, которое впоследствии распространяется через каналы СМИ: информационные агентства, производителей телепрограмм, видео- и киностудии, электронные СМИ, студии звукозаписи; 2) предприятия, обеспечивающие медиапредприятиям приток финансовых средств: рекламные и PR-агентства; 3) технические службы, обеспечивающие производственный процесс в медиасфере.

Инфотейнмент – синтетический тип содержания современных СМИ (infotainment от англ. Information – информация и entertainment

– развлечение); смешивание в различных пропорциях серьезной и развлекательной информации.

Канал – здесь: определенное издание, теле- или радиостанция, сайт Интернет-СМИ.

"Качественная" и "массовая" пресса – это разделение, вошедшее в оборот теоретиков и практиков журналистики, говорит об особенностях проблематики, аудитории, тиражирования, стиля и оформления изданий. "Качественной" прессе свойственны аналитический подход к событиям, взвешенность оценок, контроль за достоверностью, респектабельный внешний вид. "Массовая" пресса – это печатные СМИ, в особенности газеты, в которых больше развлечения, чем информации, предназначенные для менее образованной части населения, так называемая "желтая" пресса – источник сенсационных, неточных, неприличных материалов, которые сочетаются с грубыми заголовками и иллюстрациями. "Стандарты" мастерства в массовой прессе определяются умением корреспондентов и редакторов удерживать внимание аудитории, руководствуясь знанием массовой психологии и специфики "ударных" методов работы с информацией.

Компиляция – несамостоятельная литературная или научная работа, основанная на использовании опубликованных произведений, трудов других авторов.

Композиция – построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром, соединение отдельных частей произведения, сюжетных линий в одно целое.

Контент-анализ – метод количественного формализованного изучения текстов, в т. ч. рекламных.

Контрагент (лат. contrahens – договаривающийся), – одна из сторон договора.

Компетенция (лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) – 1) круг полномочий; 2) знания и опыт.

Культура (лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие). Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Манипулирование – система способов идеологического и социально-психологическоговоздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.

Маркетинг – комплекс мероприятий по исследованию рынка, организации рекламы и сбыта изделий, соответствующих рыночным стандартам.

Маркетинговое исследование – исследование с целью выявления положения на рынке информации, товаров, услуг.

Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; информация, тиражируемая во времени или пространстве и предназначенная для большого числа потребителей. Массовая информация – содержание массовой коммуникации.

Массовая коммуникация – 1) процесс распространения социальной информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью оказания идеологического, политического, экономического, психологического и организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей; 2) интерактивные двусторонние информационные потоки между субъектами коммуникации, служащие целям распространения социально-значимой информации (о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях) посредством различных технических средств на большие массовые аудитории.

Медиаизмерения – исследования с целью установить размер и состав аудитории СМИ.

Медиапланирование – процесс постановки и решения проблемы выбора медиасредств рекламы, способствующих охвату целевой аудитории наилучшим способом.

Медиаэкономика – дисциплина, занимающаяся изучением СМИ как отдельной отрасли рыночного хозяйства, а также условий и элементов медиапроизводства.

Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Методология – учение о сущности, системе и способах применения методов, обеспечивающих полноту и правильность решения.

Модель – образ, мысленный или условный (изображение, описание, схема, план) какого-либо процесса или явления – оригинала данной модели, используемый в качестве его "заместителя".

Монография – книга, посвященная научному исследованию одной проблемы.

Общественное мнение – мнение в отношении каких-либо событий, фактов, людей, существующее в обществе в целом или в его части. Одно из проявлений общественного сознания. Может существовать в явной или скрытой форме, выражает позицию одобрения или осуждения, регулирует поведение социальных групп или индивидов.

Общество информационное – общество с высокой информационной культурой, развитыми формами производства информации и информационных услуг.

"Парадокс разнообразия" в СМИ – современная ситуация на медиарынке, при которой большое количество СМИ не обязательно ведет к большому разнообразию их содержания. Развитие медиарынка объективно приводит к усреднению спроса, так как лишь при наличии массовой аудитории СМИ могут быть прибыльными.

Плагиат – cамовольное заимствование, воспроизведение чужого произведения или его части под своим именем или псевдонимом.

Подтекст – подразумеваемый смысл высказывания, не выраженный словесно.

Пропаганда (лат. propaganda – распространять) – это распространение политических, философских, экономических, технических и иных знаний и идей, а также эстетических и морально-нравственных ценностей.

PR-информация – тип социальной информации, производящейся в процессе деятельности социального субъекта (организации, предприятия, персоны) и распространяемая по его инициативе. Отражает значимые факты деятельности субъекта в оптимизированном виде, предназначается для определенной общественности, служит целям формирования коммуникативной среды и положительного имиджа данного социального субъекта.

Публицистика – общественно-политическая литература на актуальные темы.

Репортаж – информационный жанр (газетно-журнальный, радио-телевизионный), отличающийся динамичной, яркой передачей информации о событии, участником которого был автор.

Рейтинг – важнейший критерий для определения популярности аудиовизуальных СМИ. Рейтинг – количество зрителей, смотрящих или слушающих определенную программу, отнесенное к общей численности аудитории, которая имеет техническую возможность смотреть телевизор или слушать радио. Рейтинг рассчитывается по

формуле:

Реклама – любая форма неперсонифицированной презентации и продвижения на рынок идей, товаров или услуг, оплаченная идентифицированным спонсором (Американская маркетинговая ассоциация)

Социальная информация – информация, которая производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.

Социальная ориентация – умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость и определять свое отношение к ним, умение вырабатывать свою позицию, цели, характер и направление своей деятельности.

Средство массовой информации – форма распространения массовой информации: периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма (определение из Закона РФ "О средствах массовой информации").

Стереотип социальный – схематизированное представление о каком-либо социальном объекте, бытующее в обществе или какой-либо его части, обладающее высокой устойчивостью.

Тезаурус (греч. thesauros – "сокровищница") – смысловое наполнение слов, составляющих  лексический запас аудитории.

Тема – предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер повествования. Тема – вопрос, идентифицированный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.

Текст (от лат. textus – ткань, соединение) – последовательность предложений, слов, построенных согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение; словесное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (сюжета, композиции и т.д.)

Телекоммуникация – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств.

Функции СМИ (от лат. functio – исполнение, совершенствование). В социальном аспекте главные функции СМИ – сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере СМИ выполняют познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции. Журналистика предлагает богатство своих "способностей", а конкретный социальный субъект выбирает те их них, которые ему более необходимы. Функции журналистики – выполнение системы задач по адекватному информационному обеспечению общества и социальных институтов: 1) интеграция составных элементов общества (достижение в обществе духовного единства и согласия); 2) познание (самопознание); 3) агитация, пропаганда, организация; 4) функция ориентации (прогнозирование ситуаций, рекламно-справочная информация, трансляция морально-этических стандартов); 5) функция связи с обществом и конкретными людьми; 6) функция психологической разрядки.

Целевая аудитория – аудитория, на которую рассчитан конкретный  канал / передача / сообщение.

Этика информационная (журналистская) – (греч. ethika, от ethos – обычай, нрав, характер). Совокупность этических норм, сформулированных профессиональным журналистским сообществом. В обобщенной форме этика отражает оптимальные условия для бесконфликтного, бесперебойного функционирования прессы; этические нормы формируются на основе согласия коллег о том, какие действия способствуют повышению престижа и эффективности работы СМИ, а какие мешают ему. Этические правила, имеющие общесоциальное значение, закреплены в законодательстве о СМИ (например, запрет на искажение действительности).