2. Проблема исходной социальной клеточки роста в системе организма социума

В социуме сущность субстанции и ее начал социализируется, и это находит иновыражение в общей технологической природе общества, в его тотальной системно-семиотической структуре, в общей структуре человеческого фактора развитого социума, в составе и сущности его исторических тенденций. Началом формирования социальности считается переход от приматов-предлюдей как существ биологических, живущих по законам биосферной технологии, к антропоидам как существам биосоциальным, живущим одновременно по законам биосферной и социальной технологий. Коллективное освоение и использование социальных технологий жизни для производства знаково-смысловых объектов, средств и факторов жизни означают создание людьми исходной клетки социума – коллективной деятельностно-тех-нологической системы с внедряемой и поддерживаемой силой нормативно-духовной рефлексией. Из деятельностных систем, коллективов с рефлексией составлено любое общество. Деятельностно-техно-логическая общность людей с силовой нормативно-духовной рефлексией – это исходная клеточка социальности, в которой заложены предпосылки для развития более зрелых форм социума, когда выделяются подсистемы цивилизации, культуры, инертной традиции в качестве социализированных начал субстанции (материального, духовного, инертного) и где образуются главные социально-исторические субъекты социума (элита, трудящиеся, мыслящий слой).

В социальной философии у К. Маркса, М. Вебера, А. Тойнби и у Л. Фейербаха, Г. Риккерта, О. Шпенглера наметились выделение и рассмотрение социальных систем цивилизации и культуры, соответственно, где доминируют материальные или духовные факторы и процессы жизни социума. В концепциях Р. Арона, Д. Белла, Э. Тоффлера планы цивилизации и культуры теряют относительную выделенность как целостностей в структуре социума. У Белла в концепции постиндустриального общества духовно-культурный план "захватывает" индустриальное производство и сферу услуг цивилизации, что описывается в позитивных тонах. Будущее информационное общество в концепции Тоффлера – это полное слияние технологического и духовного планов социума при деградации их традиционного бытийного смысла в жизни человека. Радикально меняются бытийные смыслы и устои жизни людей, и сам человек.

Люди сами формируют жизнь. Процессы и тенденции, ведущие в будущее и описанные Бестужевым-Ладой, Беллом, Тоффлером, нуждаются в анализе и разумной корректировке. Будущее не должно формироваться разгулом инстинктов деградированной части элиты и деградированной части низов. Выбор должен оставаться за большинством людей здоровой части социума, чтобы человечество не деградировало и имело будущее.

В отношении методологии проблема возникновения, становления и развития социума парадигмально всецело и глубоко решается на основе единства нескольких подходов. В своем единстве субстанциальный, древовидно-диалектический, семиотический, технологический, смысло-бытийный, рефлексивный и антропологический подходы в трактовке сущности проблемы становления, структурирования и развития социума – это методологические основания, новизна и преимущества новой парадигмы социальной философии, которую мы назовем комплексной парадигмой. Разные подходы комплексной парадигмы социальной философии отображают кардинально важные планы бытия людей и общества в целом, вне которых сущность этого бытия не может быть представлена полноценно.