2.5. Социальная психология групп

Известно, что общество состоит из индивидов и групп. Индивидом в науке называют отдельного человека. Но что такое группа?

По определениям, представленных в различных источниках, можно составить следующее представление: группа есть определенное объединение людей, ограниченное в размерах и выделенное из социального целого по некоторым признакам. Этих признаков может быть довольно много: группы можно делить по размерам на большие и малые; группы можно разделять по общественному статусу на формальные и неформальные; по непосредственности связи группы признаются реальными или условными; по степени организации они могут быть стихийными или устойчивыми; по значимости для человека они делятся на референтные и группы членства; по уровню развития группы разделяются на неразвитые (диффузные) и развитые (сплоченные). Этот перечень далеко не полный, по последним данным существует более 50 видов разнообразных классификационных разделений групп. Но наиболее распространенным в исследованиях оказалось разделение групп на малые и большие, при этом малыми группами считаются объединения от 2 человек и более (до 30-40) при основополагающих признаках обязательной объединенности общей деятельностью, непосредственности контактов членов группы, имеющих основу для эмоциональных отношений, обладающих также групповыми нормами и ценностями; большими группами считаются все остальные группы (более 30-40 человек) при главном признаке отсутствия непосредственных личных контактов в общественных отношениях, но связанные по некоторым другим основаниям (например, люди одной национальности или живущие в одном государстве; люди, принадлежащие к одной профессии или занятые в одном большом производстве и т.п.).

В социальной психологии проблема группы представлена двумя составляющими: социальной, которая призвана выявить как посредством группы отдельный человек оказывается включенным в пространство социума; и психологической, которая представлена сложностью влияния различных групп на одного человека и его психологическим самочувствием в ситуации необходимости общения и совместной деятельности. Сообразно этому существуют два социально-психологических подхода в исследовании группы: в первом подходе основное внимание уделяется разработке содержательных характеристик групп, где на первом месте указываются групповые интересы, нормы, ценности, цели и даже групповые мнения; во втором подходе главный интерес направлен на выявление специфики воздействия группы на личность, где на первом месте оказывается степень принятия личностью групповых интересов, норм, а также осознание личностью своей принадлежности к группе в процессах идентификации.

Задача познания реальной группы в социальной психологии связана с необходимостью разрешения трудностей и сложностей конкретных форм общения и взаимодействия как внутри группы, так и в межгрупповых контактах. Они могут возникать по разным причинам, например, по историческим (фактор среды), или по индивидуальным (фактор личности).

 

Любая группа может быть описана посредством указания: композиции группы (состава, характера общественной функции и совместной деятельности); общей структуры группы (системы власти, предпочтений, коммуникаций, ролей, статусов); особенностей групповых процессов (динамики групповой жизнедеятельности, куда входят и межличностные отношения, и характер управления и взаимодействия в группе). Психологическая реальность группы маркируется такими групповыми эффектами как "групповое давление", "групповая сплоченность", "конформизм и нонконформизм", "внутригрупповой фаворитизм".

Психологическим признаком общности (сплоченности) считается: психологическая совместимость, продуктивность и удовлетворенность деятельностью в группе, легкость и правильное протекание коммуникативных процессов. В такой ситуации внешнезаданная структура группы превращается в подобие социально-психологического организма, а групповая сплоченность может быть названа групповым единством. Основанием группового единства может стать актуальная операционная или символическая цель, отношения простой взаимной симпатии или взаимной зависимости. Такое положение в группе легче всего проверяется характеристикой "удовлетворенности" членством в группе.

Групповое давление может быть выражено в виде групповой дискриминации, оно также связано с желанием или нежеланием отдельного члена (некоторых членов) принимать и разделять нормы и ценности группы. Групповое давление может быть нормативным, при этом используется система поощрений и наказаний, возможно и принуждение; групповое давление может быть информативным, при этом используется процедура экспертизы или применяется закон. Проблема группового давления в отличие от единообразия взаимоотношений в группе практически всегда связана с наличием "скрытого конфликта в пользу группы". Полное отрицание ценностей группы, всех норм и стандартов иногда называют негативизмом; отстаивание своих позиций в группе связано с мерой внешнего или внутреннего подчинения человека группе как субъекту.

Степень принятия групповых норм и ценностей каждым членом группы представлена понятиями "конформизма — нонконформизма" как двумя крайними видами возможного поведения личности в группе. При этом возможно осознанное принятие и признание групповых норм; возможна внутригрупповая внушаемость (некритическое подчинение общим правилам); возможна конформность внешняя (видимость согласия при внутреннем неприятии) и возможно коллективистское самоопределение (поиск своего места в системе общественных отношений помимо конформизма или нонконформизма).

Самыми загадочными явлениями в группе считаются предпочтения (они связаны с явным и скрытым распределением ролей, с организацией в группе, разделением формальных и неформальных функций и ролей), а также социальная фацилитация (эффект облегчения действий в присутствии группы) и социальная ингибиция (эффект затруднения действий в присутствии группы).

В межгрупповых отношениях исследуются интегративные и сепаратистские явления, межгрупповые отношения, этнокультурная вариативность социального поведения.

В исследовательской традиции различают интересы отечественных и зарубежных исследований социальных групп. В отечественной социальной психологии максимальное внимание вначале было уделено задаче изучения трудовых коллективов с точки зрения совместной деятельности и управления; до последнего времени практически все реальные группы (будь то школьный класс, спортивная команда, студенческая группа) исследовались только с точки зрения уровня их развития и с точки зрения правильности выполнения ими общественных функций. В зарубежной социальной психологии исследовались преимущественно малые группы (такие как семья, например), при этом исследователей в большей степени интересовала сплоченность группы, связанная с выполнением ею какой-то определенной задачи; в анализе групп внимание исследователей привлекали такие характеристики как гомогенность (однородность группы по любому признаку, например, по возрасту, полу, профессии и т.п.), гибкость групповой деятельности, стабильность во времени, проницаемость как готовность принять новых членов, поляризация группы (ориентация к одной или разным целям), автономность членов группы (относительно функционирования независимо от других), личностная близость членов группы, важность группы для ее членов, зависимость членов группы от группового мнения, гедонистический фон (общая удовлетворенность присутствием в группе), а также много других характеристик.

Современная социальная психология малых групп рассматривает группу, с одной стороны, как первичную среду для развития, становления и существования человека в обществе; с другой стороны, группа принимается как самостоятельный объект исследования, который рассматривается в своей специфике в обществе как фрагмент общественной структуры и субъект конкретной социальной деятельности. В зарубежной традиции исследования малых групп ярко проявили себя метод социометрии Дж. Морено как методика изучения эмоциональных контактов и социальных отношений в группах; и метод групповой динамики К. Левина, в котором максимальное внимание уделено особенностям конфликтного взаимодействия в группе и поиску выхода в формы более адекватного социального поведения. В отечественной традиции интересно представлена теория деятельностного опосредования межличностных отношений А. В. Петровского, на базе которой построена стратометрическая модель изучения группы в конкретной деятельности.

В целом в исследовании малой группы помимо уже упомянутых содержательных характеристик рассматриваются такие динамические процессы, как "группообразование", руководство и лидерство. Группообразование при общем разнообразии видов групп рассматривается в системе внешних (общественная необходимость, текущая культурно-историческая ситуация) и внутренних (психологическое оформление структурной реальности группы индивидуальными вкладами ее членов) факторов. Как отдельная тема в изучении малых групп многими исследователями разрабатывались теории руководства и лидерства, представляющие личность лидера и руководителя во взаимодополняющих или конфликтных отношениях. В зависимости от групповых приоритетов и общественных обычаев были выделены также различные стили руководства и лидерства как типичная система приемов воздействия на ведомых и подчиненных: авторитарный, демократический, анархичный.

В социальной психологии больших групп более других представлены такие группы как классы и этносы, рассматриваются также стихийные группы и массовые движения. Общая проблема исследования большой группы заключается в том, что большая группа в отличие от малой в большей степени принадлежит макросреде, без которой нет смысла говорить о содержании социально значимых аспектов человеческой психики, поскольку именно в больших социальных группах и общностях создаются конкретно-исторические социальные нормы, установки и ценности. Они наследуются новыми поколениями как традиции, обычаи и передаются конкретному индивиду посредством жизненного опыта во взаимодействии, общении и межличностных отношениях.

Особенности изучения больших групп в социальной психологии вызваны необходимостью применения междисциплинарной методологии: специфические носители психологизма в больших группах и регуляторы социального поведения — нравы, обычаи, традиции — складываются в культурно-исторические закономерности общественного бытия и познаются как "образ жизни" через посредство языка (филологическая методология), психического склада (устойчивая часть) и настроения (изменчивая часть) в артефактах и продуктах культуры. Методологической трудностью всеми признается необходимость комплексного подхода и совмещения результатов многих методов.

Считается, что в индивидуальной психике закономерности психологической структуры большой группы проявляют себя как социально-типическое, общее, свойственное большинству социальных индивидов. В стихийных группах (толпа, масса, публика) дополнительно действует аффективная составляющая, возникающая в границах инцидента (толпа зевак), в рамках общественной акции (масса демонстрантов или митингующих), по поводу определенного зрелища (публика на собрании, на концерте). В массовых социальных движениях действует организационная составляющая, возникающая в попытке воздействия на социальную ситуацию посредством выдвижения устойчивого лидера, оформления программных требований и конкретных социальных целей. В современной литературе рассматривают две теории присоединения к социальному движению: теорию относительной депривации, которая считает, что человеку свойственно быть чем-то недовольным, считать себя обделенным или обойденным; и теорию мобилизации ресурсов, которая акцентирует психологическое присоединение (феномены — солидарность, сочувствие и решение под влиянием агитационной группы). Внутренняя социально-психологическая проблема движений заключается в расшатывании единства, в соотношении меньшинства и большинства, в постоянной опасности "расколов". Особенность политического лидера движения в том, что он обеспечивает значительный вклад в его успех (проблема политической харизмы политического лидера).

Психология классов имеет две различные трактовки в социальной психологии. Европейская школа определяет класс в большей степени как социально-политическую форму общности (понятие "буржуазия и пролетариат", например); американская школа трактует класс предпочтительно как социально-экономическую форму общности (понятие "средний класс", например). В марксистском понимании класс есть то, что существует как устойчивое образование достаточно длительное историческое время, имеет свои политические и экономические интересы, которые транслируются конкретному индивиду как социальные чувства.

Психология этносов (этнопсихология) имеет свои давние традиции исследования и помимо социальной психологии; этническая специфика общества в ней традиционно оформлена в образе национального психотипа, национального характера, национального самосознания. В западной психологии эта программа исследования опирается на известные работы В.Вундта по психологии народов; к ним присоединяется подход, названный культурной антропогией.

В современном мире все труднее выделить этноспецифическое на фоне общесоциального. Каждый человек, будучи представителем своего народа, общается с другими людьми на уровне общесоциальных норм и ценностей. Поэтому сейчас можно услышать голоса в поддержку нового направления социальной психологии, которое может быть названо "социальной психологией мира".

 

Литература к разделу 

· Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. — М., 1983.

· Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 2001. — Гл. 8-14.

3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. — М., 1979.

· Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.

 

· Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. — М., 1984.

· Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. — СПб., 1999.

· Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. — М., 1987.

   

Добавить комментарий