2.2. История формирования социально-психологических идей

История социально-психологической науки гораздо моложе истории социально-психологических идей, воплощение которых можно найти в способах и методах регулирования человеческого общения и взаимодействия в разные времена и у разных народов.

Предыстория социальной психологии в Европе прослеживается еще со времен античности. В философском наследии создателя идеалистической философии Платона, социальное представлено сквозь призму человеческой физиологической природы: разделение людей на «философов», «воинов» и «ремесленников» было приведено им в соответствии с возможным преобладанием функционирования в организме человека мозга, сердца или желудка соответственно. Это разделение Платон считал актуальным как с точки зрения общественного предназначения человека, так и с точки зрения его благополучной индивидуальной судьбы. Государственное устройство было представлено Платоном как некий абсолют, установленный для всех людей и существующий неизменно при всех условиях (идеалом общественного устройства по Платону было государство аристократии).

Ученик Платона Аристотель углубил социальное понимание человека, представив его как «социальное животное». В качестве обоснования своей позиции Аристотель привел такие аргументы: вне воздействия со стороны внешнего мира человек не может развиваться нормально и социальное окружение всецело определяет уровень развития каждого человека.

Помимо Платона и Аристотеля многие античные философы высказывали социально-психологические идеи. Они касались, прежде всего, представлений об идеальной личности, идеальном образе жизни, особенностях взаимовлияний людей в обществе. Многие из этих идей послужили основой для разработки социально-психологических концепций в более поздние времена.

История социально-психологических идей традиционно рассматривается с открытия философской полемики в европейском средневековье по вопросам: «Какова должна быть сущность человека?» и «Является ли человек по природе своей хорошим или плохим?». В этой полемике приняли участие многие знаменитые философы и влиятельные общественные деятели того времени. Особенно яркие представления о человеческой социальной природе были даны Н. Макиавелли (1469–1527, Италия), Т. Гоббсом (1588–1679, Англия), И. Бентамом (1748–1832, Англия), А. Смитом (1723–1790, Англия), О. Контом (1798–1857, Франция).

Николо Макиавелли считал человека по природе не только порочным, но и не способным избавиться от врожденных склонностей к обману, воровству, убийству. Общество он считал аморальным по сути, при этом власть он рассматривал как абсолютную ценность, способную противостоять общественным порокам сообразно лозунгу: «Цель оправдывает средства». Добродетельным Макиавелли признавал только то поведение, которое направлено на обеспечение и увеличение индивидуальной власти. Трактат Макиавелли «Государь» содержит множество советов по управлению обществом (в большинстве своем это советы по манипулированию людьми).

Томас Гоббс считал, что в силу своей природы люди имеют тенденцию к враждебности друг к другу, при этом естественным поведением можно назвать «борьбу всех против всех». Противодействием такому поведению Гоббс считал развитие супергосударства, которое могло бы предотвратить уничтожение людьми друг друга (метафорический образ Левиафана). Вне упорядоченного общества, считал Гоббс, человек обречен на жизнь «одинокую, жалкую, опасную, тупую и короткую». В вопросах морали Гоббс полностью поддерживал Макиавелли.

В XVIII веке идеи Макиавелли и Гоббса получили широкое распространение, однако у них нашлись не только продолжатели, но и критики. Верой в естественную доброту человека были проникнуты идеи Ж.-Ж. Руссо (1712–1778, Франция), И. Канта (1724–1804, Кёнигсберг), Д. Дидро (1713–1784, Франция). Последователи Гоббса называли их романтиками, полагая свой собственный взгляд на социальную природу человека реалистическим. Но романтики в целом и не отрицали порочности людей, но при этом были уверены в том, что их «портит общество».

Широко известный в свое время философ Иеремия Бентам не просто высказался в поддержку Гоббса, но представил свое понимание возможного «исправления» человека. Развитие им социально-психологических идей заключалось в том, что он ввел в качестве главного принципа оценки поведения человека принцип полезности. Это означало, что частные интересы могут стать средством достижения «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Общественные интересы должны были стать выражением частных интересов.

Известный своими фундаментальными экономическими идеями современник Бентама Адам Смит принцип «личной выгоды» определил неизменной первопричиной социального поведения. Благосостояние и благополучие общества, полагал он, должно строиться на основе свободных действий граждан в рамках собственных интересов в некоторой экономической области. Так Смит, будучи теоретиком свободной экономики, стал продолжателем обоснования некоего «рационального» поведения человека в обществе, укорененного в социально-психологи-ческом мотиве, выражающегося в «стремлении к своей собственной экономической выгоде» любого гражданина. Смит считал основой благополучия государства только свободный рынок, основанный на конкуренции производителей; а крепкую связь «спроса и предложения» предложил считать благом общества, которое таким экономическим образом будет самоустраиваться и постепенно превращаться, ведомое интересами своих членов, в идеальное. 

Так постепенно, в полемических рассуждениях, складывались в Европе некие разрозненные представления об особенностях общественной природы человека. И только Огюст Конт дал первое систематическое изложение разнообразия представлений о социальной природе человека. Его работы стали истинной вехой в будущем становлении социологии и социальной психологии.

В работе «Системы позитивной политики» Конт заявил о намерение построить «систему позитивной морали», которая по его замыслу должна иметь вид социально-психологической дисциплины. Он провозгласил следующие аксиомы: 1) психика человека может развиваться только в обществе и сам человек может рассматриваться только исходя из своего социального окружения;

2) одновременно, каждый человек имеет возможность влиять на общество; 3) оба процесса могут протекать параллельно, изучать же их лучше всего с помощью законов естественного мира (так возникло эмпирическое направление в социальных науках).

 

Далее социально-психологическая проблематика развивалась до своего оформления в самостоятельную науку отдельными особыми путями в историко-эволюционной социологии и психологии в идеях Ч. Дарвина (1809–1882, Англия), Г. Спенсера (1820–1903, Англия), З. Фрейда (1856–1939, Австрия).

Естествоиспытатель и создатель биологической теории естественного отбора Чарльз Дарвин считал, что в человеческой борьбе за существование действуют не только законы выживания наиболее приспособленного к внешней среде организма, но также нравственные и социальные закономерности человеческой природы. Однако многие социальные последователи Дарвина использовали его теорию эволюции органического мира в доктринах, которые делают акцент на принципе «борьбы за существование» в объяснении закономерного присутствия межличностных и межгрупповых конфликтов в обществе. Так оформился и продолжает свое развитие «социальный дарвинизм» как способ объяснения многих социально-психологических явлений.

Идеи социального дарвинизма развивали многие авторы во Франции, Англии, США. Ярким и последовательным сторонником социального дарвинизма считается английский философ и социолог Герберт Спенсер. Он использовал идеи Ч.Дарвина для доказательства закономерности существования превосходства одних социальных групп над другими. Это оказало поддержку политике колониализма, привело к оправданию агрессии в отношении «эволюционно более низких» обществ, групп и слоев населения. Сквозь многие различия в разнообразных концепциях социального дарвинизма всегда просматривается одна и та же идея: «биологические различия доминируют над социальными различиями»; а рассовые, этнические, классовые различия людей обусловлены эволюционными процессами естественного отбора.

Социально-психологические образы постепенно стали предметом рассмотрения не только в философии, обществоведении и политике. Они появились в психопатологической и неврологической профессиональных сферах. В знаменитой теории Зигмунда Фрейда они были представлены своеобразно. Вопреки тем, кто считал человеческие инстинкты основой социальности, он человеческие инстинкты и социальность противопоставил, акцентируя их конфликтное взаимодействие. В целом негативно оценивая человеческую природу как «раздираемую» противоречивыми инстинктами влечения к жизни (Эросом) и влечения к смерти (Танатосом), З.Фрейд также негативно определял и общественную функцию по отношению к отдельному человеку. Он считал, что общество мешает проявлению естественных инстинктивных импульсов человека и тем самым выступает по отношению к человеку как враждебная сила. Ограничение агрессивных и сексуальных проявлений у людей, по мнению Фрейда, вызывает патологическую характерологию. Групповые процессы в обществе Фрейд связывал с идентификацией и сублимацией; групповая стабильность и социально приемлемая активность членов группы возможна, по Фрейду, только в рамках инвертированного «Эдипова комплекса», когда лидер группы воспринимается как отец, а враждебные чувства обращаются в необходимость и возможность подчинения руководству. Несмотря на столь сложную трактовку общественных связей, Фрейд считал необходимым для общества современной цивилизации сдерживать и регулировать человеческую агрессивность. До сих пор социально-психологические идеи З. Фрейда находят свое применение в объяснении многих социально-психологических феноменов. В западной социальной психологии фрейдизм считается одной из главных философских основ современного обществознания.

Период выделения социальной психологии в самостоятельную науку начинается с середины XIX

века. К этому времени относятся три важных момента: 1) оформление запросов на социально-психологические исследования от смежных наук, например, от языкознания, антропологии, этнографии, археологии; 2) выделение предметных областей социологии и психологии, качественное исследование которых невозможно было вне совместного социально-психологического рассмотрения (появление психологического направления исследований в социологии и социологического направления – в психологии); 3) появление первых самостоятельных работ по социально-психологической тематике.

К осознанию особой социально-психологической предметности ближе всех в то время подошли психолог И. Гербард (1776–1841, Германия), социолог Г. Тард (1843–1904, Франция), социологи Д. Уорд (1843–1925, Англия) и Ф. Гиддингс. Их усилия были направлены на рассмотрение социальных фактов сквозь призму индивидуального сознания, что было связано с тенденциями углубленного трактования общественной жизни и попытками сведения некоторых законов социальности к законам «коллективной психики». В то же время появляются теоретические работы (выстроенные в духе классического философского размышления), которые представили  социально-психологические исследовательские интересы в рамках германской школы «Психология народов» (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), итало-французской школы «Психология масс» (Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон), англо-американского исследовательского направления «Теория инстинктов социального поведения» (В. Макдугалл).

Идейным основанием «психологии народов» считается идея Гегеля о «мировом духе», который по его представлениям направляет развитие цивилизации и общества в соответствии с диалектической логикой. В рамках этого представления оформилась концепция философа М. Лацаруса (1824–1903) и языковеда

Г. Штейнталя (1823–1899); под их руководством в Берлине втечение 30 лет выходил «Журнал психологии народов и языкознания»; ученые исследовали нечто, что назвали «духом народа», который они противопоставляли «духу» отдельного человека. Они предполагали найти законы, которые проявляются всюду, где «массы живут и действуют как единое целое».

Духовная деятельность народа, нации интересовала и «отца» психологии В. Вундта (1832–1920). Он уделил этому вопросу много времени: после периода сильного увлечения психофизиологией, в период с 1900 по 1920 год он написал 10 томов с общим названием «Психология народов», где рассматривал «те психические продукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому объяснимы только исходя из индивидуального сознания»; такими продуктами Вундт считал языки, мифы, обычаи, именно их он предлагал в качестве объектов исследования для понимания социальности конкретного общества.

Французский вариант в первых работах по социальной психологии – «психология масс» – принял в качестве опоры концепцию подражания Г. Тарда, который считал, что в социальных феноменах преобладает аффективный элемент, относящийся к психологической иррациональности. Итальянский юрист С. Сигеле (1868–1913) и французский социолог Г. Лебон (1841–1931) занялись с этих позиций изучением социальных страт, используя каждый свой материал: первого интересовали уголовные дела, второй исследовал элитарные общественные слои. Вместе они пришли к сходным выводам: 1) скопления людей (массы) всегда сокращают или даже устраняют способность отдельного человека к наблюдению и самонаблюдению, что приводит к обезличиванию и господству импульсивных, инстинктивных реакций при неизбежном торможении интеллектуальных процессов; 2) «неупорядоченные и хаотичные» массы нуждаются в «вожде», который мог бы ими управлять, для чего и предназначена общественная элита.

Еще одна самостоятельная социально-психологическая концепция, известная под названием «теория инстинктов социального поведения», сформулирована в 1908 году английским психологом В. Макдугаллом (1871–1938). Согласно этой теории причиной социального поведения считаются врожденные человеческие инстинкты, которые предопределены принципом «стремления к цели» (так называемый «гормический» принцип, от греч. «горме» – стремление, желание, порыв). По мнению автора теории, у взрослого человека возникает «репертуар инстинктов», развивающийся в результате определенной психофизиологической предрасположенности и напрямую связывающий сознательную часть психики с бессознательной.

Каждая теоретическая разработка внесла свой существенный вклад в оформление будущей науки тем, что создала проблемные ориентиры, которые затем осмысливались несколькими поколениями исследователей, принимались или отбрасывались, а некоторые из них до сих пор теоретически и практически актуальны. Множество появившихся в то время социально-психологических теорий и концепций выделили и помогли осознать научному сообществу главную проблему – проблему «движущих сил социального поведения».

Важной вехой выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину было появление первых учебников: «Введение в социальную психологию» В. Макдугалла и «Социальная психология» Э. Росса. Еще одним крупным событием в жизни новой дисциплины стало появление работы известных социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», посвященной проблемам психологической адаптации. Она изучалась с точки зрения изменения социальных установок, а также влияния группы на индивидуальное поведение.

Современная социальная психология базируется на двух исследовательских традициях: американской и европейской. Американское направление предпочтительно разрабатывает прикладную сферу, опираясь в большей степени на теорию «установок» (шкала социальной дистанции Э. Богардуса, шкала «равных интервалов» Л. Терстоуна, шкала для измерения динамики межличностных отношений в группе Я. Морено) и теорию «поля» К. Левина. Сильно продвинулись американские социально-психологи-ческие исследования в годы Второй мировой войны, изучая армейскую тематику (лидерство в войсках, моральное состояние войск, природу паники, отношения в военных объединениях и т.п.). В 1936 г. было организовано американское «Общество психологического исследования социальных проблем», которое успешно работает и в настоящее время. Оно насчитывает в своих рядах более 3 тыс. известных социальных психологов. Они занимаются приоритетными экспериментальными исследованиями практически во всех общественных отраслях.

Социально-психологическая исследовательская проблематика в европейской психологической науке не получила столь мощной общественной поддержки и развивалась преимущественно в теоретическом направлении (Ф. Барлет, Ж. Пиаже) до 60-х гг. XX века. Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии была основана в 1966 г.; направленность работ ее членов традиционно рассматривается в теоретической и методологической сферах, которые призваны к осмысливанию накопленного в больших количествах эмпирических данных на двух континентах

Российская социально-психологическая проблематика тоже практически сразу получила свое развитие; основоположником этого направления в отечественной научной среде считают социолога и представителя идеологического движения «народничества» Н.К. Михайловского (1842–1904). В попытке осмысления психологических особенностей народных масс в связи с революционными настроениями в России, он впервые обощил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопленный в русской социологии, а также в художественной литературе и публицистике. Созданная в результате этой работы концепция «героев и толпы» имела широкий общественный резонанс. Определение «общественной психологии» как конкретно-исторического и классового явления было дано известным революционером, теоретиком социал-демократического движения Г.В. Плехановым (1856–1918). Он показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества; в своем обосновании он исходил из материалистического принципа «социальной обусловленности общественного сознания».

После установления советской власти в 1917 г. марксизм становится единственным методологическим основанием отечественной психологической науки. Несмотря на это, отечественные ученые работают в русле создания целостной системы социально-психологических взглядов. Особое значение для этой работы имеют труды В.М. Бехтерева (1857–1927) (работа «Коллективная рефлексология»), который совместно с Н.Н. Ланге (1858–1921) первым в отечественной социальной психологии обратился к эксперименту в исследованиях влияния группы на индивида в условиях групповой работы. Ученые получили интересные и неоднозначные выводы, которые выявили половые, возрастные и образовательные различия. Эта работа стала важной вехой в развитии социальной психологии как самостоятельной науки. Особое значение для становления отечественной социальной психологии имела, созданная в 30-х гг. XX

века и широко известная в настоящее время концепция «Культурно-исторического развития психики» Л.С. Выготского (1896–1934), который предположил, что именно с культурными моделями связаны формы поведения, и именно культура видоизменяет «деятельность высших психических функций».

Очевидные успехи русской науки не смогли оказать влияние на закономерный ход исторических процессов в резко изменившемся в начале XX века русского общества. Практически сразу после революции открывается полемика о предмете социальной психологии; речь идет прежде всего о том, останется ли социально-психологическая проблематика в ведомстве психологии или она естественным образом перейдет в ресурс марксистско-ленинского обществоведения. Полемика привела к тому, что вплоть до конца 50-х гг. XX века социальная проблематика как отдельное явление не рассматривалась. Исследования в ее предметной сфере проводились чаще всего в рамках педагогической науки (исследования детских коллективов) и в рамках обществоведческой сферы по проблемам психологии труда, организации и управления.

Возрождение отечественной социально-психологической мысли начинается с вновь открытой полемики о предмете

социальной психологии; известные ученые-психологи

Б.Г. Ананьев (1907–1972), А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин выступили с критикой общественного нигилизма по отношению к социальной психологии. С конца 60-х – начала 70-х гг. XX века социально-психологическая проблематика начинает утвержаться в ряду приоритетных исследовательских областей психологической науки; в 1968 г. открывается кафедра социальной психологии в Ленинградском государственном университете, в 1972 г. такое же событие произошло и в Московском государственном университете.


 
 

Литература к разделу

 

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001. – Гл. 2.

· Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М., 1983.

· Очерки по истории теоретической социологии XIX – начала XX вв. – М., 1994.

· Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М., 2003. – Гл. 2.

· Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М., 1983.

· Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

 

Добавить комментарий