Введение

Учебный курс "Социальная психология" - один из основных систематических курсов специальности "Психология" и отдельная самостоятельная дисциплина в исследовательско-преподава-тельском ресурсе психологического образования, отвечающая государственному стандарту ОПД.Ф.14 "Социальная психология".

Цель курса заключается в том, чтобы дать слушателям целостное и всестороннее представление о научном и практическом потенциале дисциплины, а также познакомить с когнитивными схемами современных теоретических и экспериментальных разработок психологических проблем общества и социальных проблем личности. Методология изучения дисциплины определена двумя методологическими традициями: социологической и психологической. В данном курсе принят интегративный логический строй, учитывающий специфику как социального (в продолжении курса "Социология"), так и психологического (в продолжении курсов "Общая психология" и "Психология личности") подходов к социальной психологии.

Каждая часть курса построена в соответствии с историко-методологической закономерностью естественного развития дисциплины, что позволяет обозначить и раскрыть теоретические предпосылки существования и развития предметной области социальной психологии как закономерной научной и практической дисциплины, а так же способствует формированию у слушателей концептуально-логической модели современного социально-психологического знания. Это также поможет закрепить в их активном профессиональном словаре понятийную сеть дисциплины и всесторонне представить ее методологические ресурсы. В работе со студентами на семинарах предполагается анализ и предметно-содержательное обсуждение психосоциальных феноменов, эффектов и закономерностей общественного бытия для лучшего понимания "сквозных" проблем человеческих взаимоотношений (общения, деятельности) в различных социальных контекстах и условиях как стабильного, так и становящегося общества.

Первая часть курса рассчитана на 70 учебных часов: из них лекционных - 34 часа, семинарских - 32 часа, на текущий контроль - 4 часа.

 

***

 

Методические указания по социальной психологии предлагаются студентам-психологам для лучшей ориентации в логической и методологической специфике курса. Акценты сделаны на основополагающих элементах курса и на неоднозначно трактуемых из разных методологических традиций (социологической и психологической) фрагментах теоретического знания о предмете дисциплины. Хорошо освещенные в специальной литературе  и однозначно представленные многими исследователями разделы курса даны в кратком изложении, к ним прилагаются перечни литературных источников, по которым раздел может быть представлен  полнее. Общий список литературы дается для тех, кто предполагает самостоятельное изучение дисциплины или имеет исследовательский интерес по конкретным направлениям социальной психологии. Самостоятельные работы студентов могут также выполняться с опорой на приведенные литературные источники как на основные при  обязательном библиографическом поиске по выбранной теме. В качестве базовых в данном курсе использованы учебник Г.М. Андреевой "Социальная психология" (М., 2001) и учебник А.Л. Свенцицкого "Социальная психология" (М., 2003), изданные для студентов-психологов высших учебных заведений.