Вопросы и рефлексивные задания

1. В чем заключается деятельность оратора на этапе акцио?
2. Кому из исследователей принадлежит термин «образ оратора»?
3. Из каких основных компонентов складывается структура образа оратора? Какие параметры в свою очередь формируют эти компо-ненты?
4. Каким образом в структуре образа оратора отражается взаимодействие трех базовых категорий классической риторики: пафоса, логоса и этоса? Составьте схему, демонстрирующую связь между составляющими образа оратора и категориями пафоса, логоса и этоса.
5. Какие типы ораторов выделял Цицерон? Представьте типологию римского ритора в виде образов или соответствующих картинок.
6. Опираясь на компоненты, составляющие образ оратора, сформулируйте критерии эффективности публичного выступления.
7. Знаменитый Цицерон, один из родоначальников теории красноречия, в трактате «Оратор» сформулировал следующие постулаты риторической коммуникации :
• «Красноречие ораторов всегда руководилось вкусом слуша-телей. Всякий, кто хочет иметь успех, следит за их желаниями и в согласии с ними слагает свою речь целиком применительно к их суждениям и взглядам…».
• «…Оратор должен заботиться о трех вещах - что сказать, где сказать и как сказать…».
• «…Найти и выбрать, что сказать - великое дело; это - как бы душа в теле…».
• «А с какой заботой он (оратор) расположит все, что най-
дет! …».
• «…Самое трудное в речи, как и в жизни, - это понять, что в каком случае уместно».
• «Даже сжатую и измельченную речь следует заботливо обрабатывать, ибо даже беззаботность требует заботы».
• «Речь … оратора будет чистой…, говорить он будет ясно и понятно, за уместностью выражений будет зорко следить».
Проанализируйте приведенные высказывания с позиции: а) категорий классической риторики: пафоса, логоса и этоса; б) риторического канона. Оформите свои размышления в виде письменной рефлексии.
8. Прочитайте в хрестоматии «Риторика» фрагмент трактата Марка Туллия Цицерона «Об ораторе». Почему, с точки зрения Цицерона, трудно стать хорошим оратором? Какие советы дает Цицерон обучающимся ораторскому мастерству? Ответ на этот вопрос оформите в таблицу.

Цитата

(совет)

Комментарии

аше понимание и оценка совета знаменитого ритора, примеры из собственной риторической практики, аналогии, ассоциации и т. п.)

1raz9elite2

9. Почти все известные теоретики риторики отмечали характеристики, которые, с их точки зрения, важны для создания образа успешного оратора. Так, Цицерон утверждал: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».
В ХХ веке популяризатор риторических идей Д. Карнеги дал следующее определение успешному оратору: «Хорошее окно не привлекает к себе внимания. Оно только пропускает свет. Таков и хороший оратор. Он так естественен, что слушатели не замечают его манеры говорить, они замечают лишь предмет, о котором идет речь».
Дайте собственное метафорическое определение понятию «ора-тор». Определение запишите.
10. Значимость каких составляющих образа оратора подчеркива-
ют следующие изречения? Представьте свои размышления в «письме другу».
• Что нужно для хорошего оратора - жесты, жесты, жесты! (Демосфен).
• …Также дородство и осанковый вид приличны, ежели слово перед народом говорить должно (М. Ломоносов).
• В тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего име-ется не меньше красноречия, чем в самих словах (Ж. Лабрюйер).
• Голос - второе лицо (Ж. Боэ).
• Только интонация убеждает (Д. Жирарден).
• Лицо говорит вместе с языком (А.Ф. Кони).
11. Как вы понимаете нижеприведенные афоризмы? Обсудите поднятые проблемы в парах. Изложите свои мысли в «письме преподавателю».
• Истинное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно (Ф. Ларошфуко).
• Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего (А.Ф. Кони).
• Произнести яркую речь - одно дело, а произнести ее ярко - другое (Д. Джефферсон).
12. Осуществите процедуру самодиагностики: а) проанализируйте свои коммуникативные и психологические характеристики; б) опираясь на существующие типологии, определите, к какому ораторскому типу относитесь вы. Обоснуйте свое заключение примерами из личного коммуникативно-речевого опыта.
13. Письменная аналитическая работа «Структура образа оратора». Выберите в качестве объекта исследования любого современного оратора, известного вашему коллективу. Проведите последовательный анализ структуры образа данного оратора, уделяя внимание не только вербальному компоненту, но и невербальным характеристикам.
14. Составьте список самых успешных, с вашей точки зрения, ораторов современности. Определите их ораторские типы.
15. Напишите эссе на тему «Что определяет успех оратора?» Размышляя над проблемой, опирайтесь как на знания, полученные в курсе «Риторика», так и на собственный риторический опыт.