Задания на продуцирование речи

1. Упражнение «Эпитеты». Подберите эпитеты к следующим словам: глаза, голос, руки, взгляд, дорога, погода, солнце, дождь, ветер, волнение, внимание, память. Например: дождь моросящий, слепой, косой, грибной и т. д.
Рекомендуем выполнить это упражнение в форме коммуникативно-речевого соревнования, которое можно провести как в парах, так и между микрогруппами. Выиграет тот, кто подберет больше всех эпитетов.
2. Упражнение «Синонимы». Подберите как можно больше синонимов к следующим словам:  говорить, думать, смеяться, горевать, лечить; знаменитый, красивый, верный, аккуратный, фешенебельный; дорога, врач, учитель, пиарщик, филолог.
Данное упражнение, как и предыдущее, советуем выполнить в форме коммуникативно-речевого соревнования между микрогруппами либо в парах. Победителем станет тот, кто составит самые длинные синонимические ряды.
3. Прочитайте текст выступления, посвященного дню рождения Александра Сергеевича Пушкина (6 июня). Проанализируйте коммуникативные качества данного текста, а также средства выразительности, использованные в нем.
Переработайте данный текст: улучшите его коммуникативные характеристики и расширьте, если это необходимо, спектр средств выразительности либо же замените те или иные тропы и фигуры на более эффективные, с вашей точки зрения. Выступите с новой вер-сией речи, посвященной Пушкинскому дню.
Уважаемые дамы и господа!
В истории есть личности, которые олицетворяют собой целую эпоху и являются, если можно так сказать, своеобразными визитными карточками своего Отечества. В нашей стране - это Александр Сергеевич Пушкин, великий поэт, национальный гений.
В день его рождения, 6 июня, мы отмечаем Пушкинский день Рос-сии.
Пушкина по праву называют родоначальником современной русской литературы, с него начался Золотой век российской поэзии и прозы. Становление русской литературы в первой половине XIX века было напрямую связано с ростом могущества и процветания России. Современниками Пушкина были многие выдающиеся деятели - полководцы, врачи, поэты и дипломаты, в том числе Федор Тютчев и Александр Грибоедов, а также члены Северного и Южного обществ декабристов, каждый из которых представлял собой незаурядную личность.
Прошло уже больше двух столетий, а творчество Пушкина не теряет своей значимости, продолжает волновать умы и чувства всех любящих поэзию и литературу. Мы цитируем Пушкина едва ли не ежедневно. Достаточно напомнить такие строки, как: «Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный!»; «Здравствуй, племя младое, незнакомое...»; «В надежде славы и добра гляжу вперед я без боязни...» Он поистине воздвиг себе нерукотворный памятник, и «к нему не зарастет народная тропа».
Пусть в этот праздник лирические строки великого поэта вновь наполнят наши сердца добрыми чувствами и гордостью за свою Родину! Желаю вам всем столь же высокого устремления дел и помыслов, какое было свойственно величайшему поэту России!
С праздником вас, дорогие сограждане! (Спичрайтер, 2007).
4. Составьте речь, тезис которой «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения», используя в одном тексте основные разновидности амплификации (плеоназм, антитезу, коррекцию и градацию). Выступите перед аудиторией.
5. а) Игра-тренинг «Конкурс на лучшее похвальное слово».
I. Составьте текст (индивидуально или в микрогруппе) торжест-венной речи, ориентированный на максимальное использование в нем различных тропов и фигур.
Темы выступлений могут быть следующими.
• «Хвала Женщине».
• «Хвала Мужчине».
• «Хвала городу».
• «Хвала университету».
• «Хвала творчеству».
• «Хвала науке».
• «Хвала Дуракам».
• «Хвала лени» и т. п.
II. Сформируйте конкурсную комиссию из 4 - 5 человек.
III. Выступите с речью перед конкурсной комиссией, которая должна оценить коммуникативные качества и, в особенности, средства выразительности вашего похвального слова. Регламент выступления
2- 3 мин.
б) Игра-тренинг «Конкурс на лучшее поздравление».
I. Подумайте, что станет поводом для поздравления (день рождения, общенародный праздник, профессиональный праздник и т. п. - от серьезного до шутливого). Например: поздравление с зачетом (экзаменом) по риторике, поздравление с юбилеем четвероногого друга, поздравление с Днем славянской письменности, поздравление с Днем рыбака и т. п.
Составьте текст (индивидуально или в микрогруппе) поздрави-тельной речи,  ориентированный на максимальное использование в нем различных тропов и фигур.
II. Сформируйте конкурсную комиссию из 4 - 5 человек.
III. Выступите с поздравлением перед конкурсной комиссией, которая должна оценить коммуникативные качества и, в особенности, средства выразительности вашей речи. Регламент выступления 2 - 3 мин.
6. Ролевая игра «Суд идет».
Разбейтесь на три группы: 1) «сторонники обвинителя»; 2) «сторонники защитника»; 3) «судья» и «суд присяжных». Первая группа готовит обвинительную речь и выдвигает кандидатуру «прокурора», который и представляет эту речь аудитории.
Темы обвинений могут быть следующими.
• «Обвинение жадности».
• «Обвинение равнодушию».
• «Обвинение лености».
• «Обвинение жестокости».
• «Обвинение любви».
• «Обвинение погоде».
• «Обвинение деньгам» и т. п.
Вторая группа создает соответствующую защитительную речь и выдвигает из своих рядов «адвоката», который будет осуществлять ее презентацию.
Третья группа оценивает убедительность и коммуникативные качества той и другой речи; «судья» оглашает «приговор».
Помните, что в ходе составления текстов выступлений необходимо использовать весь возможный арсенал выразительных средств, т. е. тропов и фигур.