Цель и самооценка

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его само-оценке - низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементар-ные материальные блага, - он и оценивает себя на уровне этих матери-альных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина рос-кошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную чело-века.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни доб-ро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправиль-ный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности - огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции - огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина - опять огорчение, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испыты-вает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует поте-рять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек де-лает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности. В этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно бо´льшую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи - это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится - другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен (Д. Лихачев).

4.   Прочитайте речь Марка Твена «Погода в Новой Англии», про-изнесенную писателем на банкете общества «Новая Англия» в Нью-Йорке в семьдесят первую годовщину его основания, 22 декабря 1876 года.
П. Сопер охарактеризовал эту речь как развлекательную. Согласны ли вы с этим мнением? Какую цель, с вашей точки зрения, преследовал автор данным выступлением? Какие, по вашему мнению, коммуникативные качества речи более всего способствуют эффективной реализации цели данного выступления? Ответ обоснуйте.