1. Коммуникативные качества речи

Словесное выражение мысли всегда подчинялось ряду требований, которые и определяли коммуникативные качества речи.

Основные качества, или критерии речи, представленные в классической риторике:

1) грамматическая правильность (лат. puritas – чистый);

2) ясность (лат. perspectus – хорошо испытанный, известный);

3) пригодность, целесообразность (лат. aptum – подходящий, пригодный, целесообразный);

4) красота выражения, изящество (лат. ornatus – украшенный, красивый, изящный).

Позже переосмысление критерия целесообразности выступило основой теории трех стилей М.В. Ломоносова, согласно которой о предметах низких следовало говорить словами низкого стиля, о предметах высоких – высокого, а о предметах нейтральных – словами среднего стиля.

Указанные требования к речи сохраняются в риторике и в дальнейшем, хотя трактуются они не всегда точно и однозначно. Так, для Н.Ф. Кошанского процесс реализации этапа элокуции регламентировался такими критериями речи, как завершение мысли удовлетворительным образом, ясность, приличие, соразмерность [6, с. 300].

К.П. Зеленецкий, один из создателей русской риторической теории XIX века, основными критериями речи считал ее ясность, естественность, а также благородство и достоинство. Ясность основывалась на "очевидной связи в мыслях", на отчетливом знании предмета и точности в выражениях. Естественность речи, по К.П. Зеленецкому, требовала, с одной стороны, логической последовательности, а с другой – непринужденности изложения. Благородство и достоинство речи выступали отражением благопристойности и добрых нравов [4, с. 208]. 

В ХХ веке Б.Н. Головин обосновал механизмы образования качеств речи путем соотношения речи и неречевых структур, таких как язык, мышление, сознание, действительность [2].

О.Б. Сиротинина основными критериями хорошей речи считает ее целесообразность, т. е. успешность для адресанта и эффективность для адресата, понятность, правильность, а также соответствие речи нужной в данной ситуации функциональной разновидности литературного языка и используемой форме речи (устной и письменной), национальным традициям общения и этическим нормам поведения. При этом качество речи (хорошая она или плохая) нельзя определить вне знания ситуации ее осуществления и распространения, ее целей и задач, отношений между коммуникаторами, характера и свойств адресата речи [7][25].

И.А. Стернин выделяет следующий ряд требований к речевой форме публичного выступления: разговорность стиля, простота изложения, конкретность лексики, разнообразие номинативных средств, выразительность речи [8, с. 78 – 84]. Очевидно, что эти критерии соответствуют классическим: ясности, целесообразности, красоте выражения.

Л.Е. Тумина основное внимание обращает на такие коммуникативные качества речи, как богатство, логичность, правильность, уместность, целесообразность и чистота [9, с. 360 – 367][26].

Тот факт, что общий перечень достоинств речи в течение столь долгого времени не претерпел существенных изменений, хотя сами эти качества могли называться по-разному, свидетельствует о том, что сегодня мы вполне можем принять его в качестве исходного.