День российской науки / 8 февраля

Отмечается на основании Указа Президента России от 7 июня 1999 года.

Профессиональный праздник ученых приурочен ко дню создания Академии наук в России. При советской власти этот день отмечался в третье воскресенье апреля, поскольку примерно в конце апреля 1918 года В.И. Ленин написал статью "Набросок плана научно-технических работ".

Академию наук России основали в Санкт-Петербурге по распоряжению Петра I указом правительствующего Сената от 28января (8 февраля) 1724 года "Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга". В проекте Положения об учреждении Академии наук и художеств 1724 года дано такое определение академической науки: "Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (изобретения) оные совершить и умножить тщатся".

Российская Академия наук была создана в период становления науки в современном ее понимании. В XVII – XVIII веках стали особенно быстро накапливаться и фиксироваться достоверные сведения о природе. Это было время, когда жизнь потребовала более тесного соединения науки с практикой. Работа ученых стала прочно опираться на эксперимент и математические методы.

По замыслу Петра российская Академия наук не должна была повторять ни одну из западно-европейских. Ей предстояло стать не только научным, но и учебно-образовательным учреждением. При Академии наук были организованы университет и гимназия, где преподавали академики. В задачу Академии входили все виды научно-технического обслуживания государс­тва, направленные на его усиление и централизацию.

По регламенту 1747 года Академия наук в России называлась "Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге", с 1803 года – "Императорская академия наук", с 1836 года –

"Императорская Санкт-Петербургская академия наук", с июля 1917 года – "Российская академия наук", с июля 1925 года – "Академия наук СССР" и с декабря 1991 года – вновь "Российская академия наук" (Спичрайтер, 2007).

10. Представьте, что вы сотрудник рекламного отдела известной туристической компании. Вы получили задание: создать для рекламы на телевидении рассказ о стране, в которую организует туры ваша фирма.

Выберите любую страну, о которой вам хотелось бы узнать подробнее. Воспользовавшись материалами энциклопедий, путеводителей и туристических сайтов, напишите рекламно-информационный текст о той или иной стране. Составьте план речи, отражающий ее композицию. Разработайте систему убеждающих средств, актуальных для этапа диспозиции, которые, с вашей точки зрения, заинтересуют потребителя и сформируют желание приобрести тур.

Выступите "в эфире". 

11. Игровой коммуникативно-речевой тренинг "Спор". Предлагается обсудить следующие темы:

· Гражданский брак: за и против.

· Семейные традиции: плюсы и минусы.

· Имидж – коммуникативная необходимость или обман окружающих?

· Многодетная семья: за и против.

· Вещие сны и приметы – предрассудки или знаки судьбы?

· Выбор профессии: расчет или призвание?

· Важно ли в жизни умение одеваться?

· Хорошо ли жить в большом городе?

На этапе подготовки к спору обсудите его сценарий. В качестве образца может рассматриваться сценарий телевизионной программы

"К барьеру!" с Владимиром Соловьевым. Руководит процессом дебатирования выбранный коллективом ведущий.

Для проведения спора разделитесь на три группы: первая и вторая группы отстаивают полярные взгляды. От каждой из групп выдвигается представитель, который презентует позицию своих единомышленников. Последние выступают в качестве "секундантов", защищая своего представителя в процессе дебатирования.

Третья группа (самая многочисленная) – "зрители", которые задают вопросы в ходе ведения спора и голосуют за лидера в финале.