Практикум

 Вопросы и рефлексивные задания

1. Какую роль играет диспозиция в процессе создания текста?
2. Вопрос о составе композиции речи в различные эпохи решался по-разному. Представьте эволюцию структурно-композиционной организации речи в виде time line («временной линии»). Над линией отметьте определенный этап в истории риторики (можно с указанием имени теоретика), а под линией - признанное в этот период количество компонентов публичной речи.

Древнегреческая

 

3. Определите функции основных композиционных частей публичного выступления. Оформите ответ в виде таблицы, состоящей из двух колонок: «Структурно-композиционные части речи» и «Функции».
4. Как вы полагаете, почему Цицерон считал, что «самое трудное в речи - начало»?
5. Представьте себя в роли преподавателя, который должен подготовить лекцию. Какие риторические приемы привлечения внимания студенческой аудитории вы использовали бы, а какие нет? Обоснуйте свой ответ и представьте его в виде «письма преподавателю».
6. О каких моделях и методах изложения, используемых в основной части речи, вы узнали? Какие методы вам были знакомы? 
7. Вспомните классификацию публичной речи «по цели». Очевидно, что цель оратора в значительной степени определяет использование им тех или иных приемов активизации внимания аудитории. Какие риторические приемы вы употребили бы в информационной речи, в развлекательном выступлении и т. д.? Соотнесите в предлагаемой таблице основные виды речи с риторическими приемами, характерными для вступления (см. п. 1.1 раздела «Диспозиция…»), с позиции уместности / неуместности их использования.

Вид публичной речи

Риторические приемы,
используемые
во вступлении речи

Комментарии

8. Внимательно прочитайте предлагаемый вашему вниманию фрагмент информационно-учебного текста.

Заключение публичной речи: риторические приемы  Важной композиционной частью любого выступления является заключение. В заключении ряд исследователей (в частности Н.Н. Кохтев ) выделяют собственно заключение и концовку - последнее высказывание в публичном выступлении. В заключении речи прежде всего подводятся итоги сказанному. Заключение может включать в себя напоминание (возвращение к основному тезису, к исходной про-блеме); обобщение; призыв. В заключении могут быть намечены пути развития идей, выраженных в основной части публичной речи.
Риторические приемы, выступающие средством оформления за-ключения, достаточно разнообразны. Наиболее распространенными, согласно И.А. Стернину , являются следующие.
1. Цитата, крылатое выражение, поговорка, народная мудрость.
2. Обобщающий вывод. Он должен быть сформулирован кратко, но исчерпывающе. После него не надо ничего добавлять и ничего комментировать.
3. Обращение к слушателям. Например: пожелание приятно про-вести выходные, удачи в делах, поздравление с каким-либо празд-ником.
4. Подытоживающее повторение (во-первых…, во-вторых…,
в-третьих…).
5. Иллюстрация. Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.
6. Благодарность за внимание. Это традиционная концовка. Ее можно расширить, сделав комплимент аудитории: Спасибо за внима-ние; Приятно было работать со столь компетентной публикой и т. п.
7. Кульминация. Этот прием заключается в том, что главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональ-ной ноте. Например: В истории имя этого человека будет написано большими буквами.
8. Юмористическая концовка. Приводится шутка, анекдот, смеш-ная история.
Следует помнить, что использование того или иного риторическо-го приема в заключении обусловлено целью речи и, соответственно, видом ее.
Соотнесите типы заключений, рассмотренные в п. 1.3 настоящего раздела, и риторические приемы, указанные в данном тексте. Предлагаемая форма для презентации вашей рефлексии - таблица.

1raz9elite2

Тип заключения

Риторические приемы, используемые
в заключении

Комментарии

9. Как вы думаете, почему в качестве эпиграфов к данному разделу были выбраны следующие высказывания: «Я охотно прощаю все ошибки, кроме ошибок в последовательности частей речи» (Г. Гердер) и «Высокая степень эффективности речи зависит от искусной организации ее структуры» (Х. Леммерман)?
Напишите собственный эпиграф, который отразил бы значение диспозиции в процессе создания публичной речи.
10. Платон утверждал: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому». Можно ли, с вашей точки зрения, соотнести этот образ с современными представлениями о композиции речи?