2. Учение о топах, или топика

На этапе инвенции получает свою реализацию так называемая техника применения топов (топосов), разработанная еще в античности. Топы (от греч. topos – место), или общие места (калька с греч. koinoi topoi и лат. loci communes), – смысловые модели, отражающие специфику мыслительной деятельности человека, и необходимые для развития той или иной темы. «Местами» они были названы, вероятно, потому что в сознании ритора каждое подразделение темы в речевом произведении имело свое положение, т.е. место, позицию. Потому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое «место» в речи, получила наименование «место» (топос, или топ, ср. совр. англ. topic – тема речи). «Общими» же эти смысловые модели были названы на основании их обобщающей, «модельной» природы.

Таким образом, топосы понимаются как ментальные категории, выступающие стимулом для «размножения» идей, способствующие созданию смыслового каркаса речевого произведения. И соответственно топика как наука о совокупности «общих мест» и способах их применения отражает общие законы человеческого мышления.

Впервые наиболее полно сущность и виды топосов были описаны Аристотелем в «Топике» и «Риторике». В разные периоды развития риторики ее теоретики (Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов) предлагали свой набор смысловых моделей, с помощью которых можно создать конкретное речевое произведение. Аристотель представил в своей «Риторике» около сорока общих мест, из которых 28 «надежных» топов и 10 «ненадежных». Смысловые модели Аристотель связывал с обучением искусству аргументации: каждый топ мог использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательства, т. е. в качестве аргумента. У Цицерона в трактате «Топика» находим 16 основных топов, которые автор, как и Аристотель, рассматривал как виды доказательства.

М.В. Ломоносов тоже предлагал 16 общих мест, призванных «расплодить» простые идеи, умножить их, превратить в «сложенные»: 1) род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения. В «Общей риторике» Н.Ф. Кошанского представлено еще больше топов-моделей – 24 [см. подробнее 1,

с. 149 – 150; 295 – 302].

Современная риторика, обобщив опыт авторитетных предшественников, пришла к выводу, что для создания любого речевого произведения достаточно девяти смысловых моделей: «род – вид», «определение», «целое – части», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «примеры и свидетельства», «имя».

Добавить комментарий