1.4. Портрет аудитории

Риторизованное речепорождение уже на инвентивном этапе основывается на представлениях оратора о специфике той аудитории, которой будет адресовано его речевое произведение. Важно помнить о том, что вопрос о выборе "фрагмента действительности" как предмета

речи, о его тематическом и тезисном оформлении превращается в вопрос выбора аудитории. Именно аудитория становится той средой, в которой может или не может существовать интересующий нас предмет речи.

Портрет аудитории - это комплексное составление характеристики предполагаемой аудитории. Портрет аудитории, как правило, складывается из следующих параметров:

· социально-демографических (пол, возраст, национальность, социальное положение и т. п.);

· интеллектуальных (уровень образованности, специалисты / не-специалисты);

· количественных (межличностное, групповое, публичное общение или массовое, т. е. общение через СМИ);

· статусно-ролевых (начальник / подчиненный, коллега / коллега);

· эмоционально-психологических (заинтересованный, конфликтный, равнодушный и т. п.).

Учет того или иного параметра и их систематизация позволяют создавать различные типологии слушателей. Рассмотрим одну из

наиболее популярных типологий, принадлежащую И.А. Стернину

[6, с. 234 - 249]. Она предполагает выделение типов аудитории по следующим основаниям:

· по возрасту (детская, молодежная, среднего и старшего возраста);

· по отношению к оратору (благожелательная / равнодушная / неблагожелательная);

· по уровню подготовленности (хорошо подготовленная / подготовленная / малоподготовленная);

· по уровню образованности (высокообразованная / малообразованная);

· по профессиональному признаку (представители точных наук / гуманитарии / учащиеся / рабочие);

· по размеру (большая (более 30 человек) / небольшая);

· по степени однородности (однородная / разнородная);

· по типу психики (ригидная (не склонная менять своих мнений) / гибкая аудитория);

· по гендерному признаку (мужская / женская аудитория);

· по национальному признаку (однородный / неоднородный национальный состав);

· по уровню понимания (слушатели, воспринимающие без понимания / понимающие тему и предмет сообщения / вникающие в содержание и овладевающие им);

· по отношению к воспринимаемой информации (конструктивные / конфликтные / соглашатели / инфантильные).

Обратимся к рассмотрению специфических черт группы слушателей, выделяемых на основании их отношения к воспринимаемой информации, к мыслям и идеям оратора  [1, с. 28 - 30].

Конструктивные. У слушателей этой группы ценностные ориентиры совпадают с теми, которые предлагает оратор. Этих людей не надо "агитировать", заинтересовывать. Если таких слушателей большинство, выступать нужно коротко и по существу, раскрывать только суть предлагаемого, не повторять общеизвестного. Это исключительно деловое сообщение. При этом совсем не обязательно, чтобы слушатели были постоянными партнерами оратора. Например, представители двух парламентских фракций, обычно враждующих, могут оказаться единомышленниками при решении какого-то конкретного вопроса. 

Конфликтные. Это люди, не разделяющие взглядов оратора, его противники. В данной аудитории выступающему необходимо выяснить причину такой конфликтности: люди ориентируются на другие ценности, отстаивают другую точку зрения или не принимают выступающего как личность и будут возражать независимо от того, что он говорит (ср.: "Я люблю вас, Иван Петрович, но я категорически не согласен с вашей оценкой политики руководства компании" - "Я терпеть не могу Ивана Петровича и буду не согласен с ним, какую бы оценку политики руководства компании он ни предложил"). В первом случае с помощью ораторских предосторожностей и весомой аргументации можно попытаться воздействовать на аудиторию и склонить ее к пониманию своей идеи. Во втором же случае лучше отказаться от речи или попытаться сначала изменить отношение аудитории к выступающему. Для этого необходимо задуматься над причиной негативного отношения: если причина в личном отношении (не люблю, потому что он лицемер, жестокий, брюзга и т. п.), то изменить отношение вряд ли удастся, однако если причина формальная (он коммунист, а я плохо отношусь к коммунистическим идеям; он богат, а я презираю новых русских; он представитель власти, которая ограбила народ и т. д.), то можно попытаться показать, что и среди не одобряемой аудиторией социальных, политических и т. п. групп есть люди, которых стоит слушать.

Соглашатели. Это люди, у которых пока нет своего мнения по обсуждаемой проблеме. Это аудитория соглашательская, и здесь тоже необходимо оценить причины такого состояния слушателей. Возможно, это люди без определенных убеждений, "флюгеры", которые с интересом выслушают и примут любое аргументированное положение. Но чаще всего это слушатели, которые не имеют по данному вопросу своего мнения потому, что у них нет достаточных знаний в этой области. Стоит помнить, что каждый может выступать в роли соглашателя в тех случаях, когда не имеет в силу слабой компетентности собственной позиции: например, когда непрофессионал слушает экономистов, спорящих об особенностях той или иной программы выхода из кризиса, или юристов, обсуждающих преимущества или недостатки очередного закона. Ни один человек не может быть одинаково компетентен во всех вопросах, обсуждаемых в обществе, но, если общий культурный уровень у него достаточно высок, он не последует за первым попавшимся красноречивым оратором, а определит, точка зрения какого специалиста в наибольшей степени отвечает его ценностям и ориентирам.

1raz9elite2

1raz9elite2

Инфантильные. Это слушатели, равнодушные к теме выступления, не желающие вникать в суть проблемы. Есть смысл подумать, в какой сфере лежат их интересы и потребности, и попытаться связать их с темой и проблемой своего выступления. В любом случае эта аудитория потребует наибольших усилий от оратора.

Очевидно, что комплексный портрет аудитории складывается не из одного параметра, а из целого ряда характеристик. Так, например, молодежная аудитория может быть разной по уровню образованности и по размеру, представители точных наук могут воплощать тип ригидной аудитории и различаться при этом по национальному признаку

и т. п. Не случайно в рассмотренной типологии на основании критерия "степень однородности" выделяются однородная и разнородная группы слушателей. Однородная аудитория считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная состоит из разных по уровню образованности и возрасту, профессиональному признаку, по отношению к воспринимаемой информации и т. п. слушателей. К такой аудитории подход найти достаточно сложно, поэтому желательно ориентироваться на слабых слушателей, т. е. выступать доходчиво

и просто. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопросы от слушателей-специалистов: в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее.

В разнородной аудитории лучше выносить на обсуждение только один вопрос.

О коммуникативной направленности речи рассуждал еще Гегель: "Поскольку оратор стремится к живому практическому воздействию речи, он прежде всего должен учитывать место, где он произносит речь, степень образованности, уровень понимания, характер слушателей, дабы не лишиться желаемого практического результата…"[5].

Знание объективных и субъективных характеристик слушателей и, соответственно, умение точно определить тип аудитории - одна из базовых составляющих коммуникативной компетенции оратора, обеспечивающая эффективность речи. Именно конструирование портрета аудитории и учет условий общения отражают процесс реализации категории  этоса  на этапе создания концепции речи.

Представим ход наших рассуждений, демонстрирующий алгоритм создания концепции речи, в виде схемы.

Концепция речи

Концепция речи