1.3. Тезис речи

Помимо предъявления предмета и темы речи, разработки проблемы, на этапе "изобретения мысли" формулируется основной тезис речи и начинается ментальная разработка процедуры аргументации.

Тезис (от греч. thesis - положение, утверждение) - положение, которое требуется доказать. Тезис - это смысловой стержень, выполняющий функцию сохранения структурно-смыслового единства речи. Он представляет собой полное предложение с субъектом и предикатом, законченное по смыслу суждение.

Нельзя путать понятия "тема" и "тезис". Тема - предъявление предмета речи. Тезис - мысль, которая создает целостность речи. Так, например, тема лекции по риторике - риторический канон, тезис - риторический канон - это технология создания речи, состоящая из пяти основных этапов.

Наиболее тесно тезис связан с задачей речи: например, задача речи- побудить студентов пройти флюорографическое исследование, тезис - проведенное медицинское исследование позволит предупредить серьезные заболевания, о наличии которых они могут даже и не подозревать. Формулировка тезиса работает на решение задачи речи.

Процедура формулирования тезиса заключается: 1) в определении задачи речи; 2) в формулировке тезиса; 3) в делении тезиса на смысловые части, в результате чего появляются подтезисы первого уровня. Последние, в свою очередь, могут быть подвергнуты дальнейшему делению, что способствует вычленению подтезисов второго уровня

и т. д. до тех пор, пока тезис не будет раскрыт полностью.

К формулировке тезиса предъявляются достаточно жесткие требования:

· тезис должен быть истинным;

· тезис должен быть четко и точно сформулирован (из структуры тезиса исключаются явления полисемии и омонимии, учитывается специфика актуального членения предложения);

· тезис должен быть неизменным на протяжении всего речевого изложения.

Если говорящий не соблюдает требования точности формулировки и смыслового единства тезиса, то это часто приводит к такой логико-речевой ошибке, как потеря тезиса. Доказывая один тезис, через некоторое время в ходе этого же доказательства начинают доказывать другой тезис, сходный с первым. Например, желая доказать, что нечто несправедливо в юридическом отношении, доказывают, что это несправедливо в моральном плане.

Потеря тезиса может быть связана также с ответом не на тот вопрос, который вам задан, или с раскрытием не той темы, которая заявлена.

Рассмотрим пример из одного интервью.

Журналист. Как вы понимаете термин "демократизация общества"?

Интервьюируемый. Наше общество и власть не готовы к демократизации.

По меткому замечанию Е.Н. Зарецкой, "мы привыкли к потере тезиса как к норме". И это хорошо доказывается простейшими примерами из нашей разговорной речи [3, с. 128]:

- Скажите, как пройти к вокзалу?

- Вы все равно не найдете.

- Где ты купила это платье?

- Оно там уже не продается.

Причиной потери тезиса может быть не только мысленный сбой, но и осознанное желание человека отвечать не на тот вопрос, который ему задали, доказывать не тот тезис, который сформулирован. В этом случае говорят о подмене тезиса. Подмена тезиса - это нарочитая его потеря. В реальной речевой практике достаточно сложно разграничить, где произошла потеря тезиса, а где - его сознательная подмена.

Механизм подмены осуществляется часто путем расширения или путем сужения тезиса:

- Супруги должны делить домашние обязанности.

- Ну нет, у нас феминизм не пройдет! Здесь вам не Америка какая-нибудь (расширение тезиса).

- Супруги должны делить домашние обязанности.

- Почему это я должен мыть посуду, стирать белье? Это женские обязанности (сужение тезиса).

Логическая ошибка "потеря тезиса" и уловка "подмена тезиса" встречаются обыкновенно в длинных речах, где сложнее контролировать смысловое единство и легче  заменить одно положение другим.

"Потеря тезиса" и "подмена тезиса" часто характеризуют речевое поведение школьников и студентов. Подмена тезиса - характерная черта дипломатической речи.

По словам Е.В. Клюева, "тезис является абсолютной

речевой структурой…, способной существовать как самостоятельное умозаключение. Будет оно доказано или нет, это другой вопрос, но "выступать в роли утверждения" ему ничто не мешает" [4, с. 85].