I. Инвенция, или ментальная разработка речи

Красноречие - это живопись мысли.

Б. Паскаль

 

От полноты мысли зависит богатство речи.

В. Гюго

Инвенция - первый этап создания речи, предполагающий разработку проблематики, связанной с предметной областью речи, а именно с тем, о чем пойдет разговор. Инвенция призвана определить тематико-содержательное пространство речи. На этом этапе начинается так называемое риторизованное речепорождение, т. е. процесс поиска средств, направленных на осуществление замысла создателя речи. Реализовать инвентивный этап - следовательно, ответить на вопрос: о чем речь? или что сказать?  Инвенция состоит из ряда фаз [4, с. 49 - 61].

1. Фаза ориентации. Находясь в этой фазе, говорящий пытается разобраться в состоянии дел "на старте". На данном этапе формируется общее представление о речи. Определяется состав фактов, однако пока нет точного представления, какие из них будут использованы, а какие останутся за пределами сообщения. На протяжении этой фазы составитель работает лишь с эмпирическим материалом, который определяется как материал, опирающийся на данные, добытые самим автором в результате его самостоятельной работы, - будь то работа в области вербальной (словесной) или невербальной (реальной) действительности.

2. Фаза выбора. Данная фаза предполагает отбор материала, который осуществляется по принципу актуализации дихотомий: главное / второстепенное; старое / новое; общепринятое / оригинальное; понятное / непонятное и т. п. Эту фазу называют этапом самоограничений. На протяжении данного этапа составитель речи работает с эмпирическим материалом, а также начинает привлекать и материал энциклопедический, создающий необходимую перспективу рассмотрения фактов. Энциклопедический материал - это объективная информация, представляющая собой устоявшееся представление о "фрагментах действительности", источником которой выступают тексты энциклопедий, справочников, монографий, научных и деловых документов и т. п.

3. Фаза погружения. Это последний этап в процессе инвенции, этап последовательной разработки темы как достижение баланса между эмпирическим и энциклопедическим материалом посредством введения компаративного (сравнительного) материала. Компаративный материал - это внешний по отношению к обоим типам материала "язык", который играет роль "посредника", т. е. выступает в качестве метаязыка. Компаративный материал приводит эмпирический материал в соответствие с энциклопедическим, выявляет, насколько взгляды автора вписываются в существующую традицию, т. е. определяется уровень конфликтности говорящего по отношению к существующим в сознании современников "фрагментам действительности". Эмпирические факты получают свое обоснование - научное, историческое, культурологическое. Именно в рамках фазы погружения осуществляется проверка собственного "сооружения" на прочность.

Таким образом, выделяются следующие основные функции материала разного типа:

· эмпирический материал вводит новую информацию;

· энциклопедический материал создает необходимый фон для рассмотрения фактов;

· компаративный материал служит средой, в которой сосуществуют эмпирический и энциклопедический материалы, обеспечивает синтез информационных блоков в составе речевого произведения.