Терминологический словарь

Апатия (от греч. apatheia - бесстрастие) - состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов. Протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. Бывает кратковременной или долговременной.

Апперцепция (от лат. ad - к и perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Атрибуция (от лат. attributio - приписывание) - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, даваемая наблюдением, недостаточна для адекватного  взаимодействия  с  социальным окружением и нуждается в "достраивании". Атрибуция - основной способ "достраивания" непосредственно воспринимаемой информации.

Аттракция - механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства, которое способствует более полному и глубокому восприятию личности.

Аффект (от лат. affektus - душевное волнение, страсть) - сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение - эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу. В его основе лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между  влечениями,  стремлениями и желаниями, или же проти-

 

-------------------------

* При составлении словаря автором использованы: Большая Советская Энциклопедия. Изд 3-е.- М.,1969-1978; Современный словарь иностранных слов. - М., 1992;   Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2001; Саб-

лин В.С., Слаква С.П. Психология человека. - М., 2004.

воречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнить.

Аффилиация- стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви.

Барьеры коммуникативные - психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации. Выделяют фонетический, семантический, стилистический и другие барьеры.

Барьер психологический - психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, - внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей, - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки (например, "страх сцены").

Барьер смысловой - взаимное непонимание между людьми, возникающее при общении, - следствие того, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию.

Внимание - психический познавательный процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте.

Внушение - эмоционально-волевое, целенаправленное, неаргументированное воздействие, осуществляемое через некритичес-

кое восприятие информации и подразумевающее ее принятие к исполнению.

Воля - сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов; способность человека сознательно управлять своим поведением.

Восприятие - целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

Глобальная деревня - метафора, используемая для выражения представления о том, что люди на Земле объединены единой судьбой. Взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество возникает в результате развития информационных технологий, распространения универсальных культурных образцов и т.п.

  Диссонанс (от лат. dissono - нестройно звучу) - отсутствие гармонии в чем-либо; несоответствие, противоречие, разлад.

 Диссонанс когнитивный - противоречие в системе знаний, порождающее у субъекта неприятные переживания и побуждающее к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

Заострение - одна из тенденций, реализующаяся в процессе циркуляции слуха. Детали сюжета, особенно существенные для данной аудитории, увеличиваются в размере, количестве и социальной значимости.

Запоминание - обобщенное название активных процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти; ввод в память информации. Может протекать как мгновенное запечатление.

Заражение - эмоциональное воздействие, осуществляемое через передачу определенного психического состояния и предполагающее бессознательное усвоение ее ведомым и воспроизведение данного состояния.

Знак- предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Идентификация - психологический процесс отождествления индивида себя с другим человеком, группой, общностью, помогающий ему успешно овладевать разными видами деятельности, усваивать нормы и ценности данного сообщества.

Имидж - особый вид психического образа: 1) сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный психический образ чего-либо или кого-либо; 2) манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ-стереотип, воздействующий на эмоциональную сферу человека, механизмы его сознания и поведения.

Индивидуальность - личность в ее своеобразии. Может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.

Инсайт (англ. insight - проницательность, понимание) - озарение; в гештальт-психологии момент решения мыслительной задачи как внезапного "замыкания поля".

Интеракция -

взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, целями участников и противоречиями, возникающими в процессе деятельности.

Интерес (от лат. interest - имеет значение, важно) - одна из форм направленности личности, окрашенная положительными эмоциями сосредоточение внимания на определенном предмете.

Интуиция (от позднелат. intuitio - созерцание) - отыскание, часто практически моментальное, решение задачи при недостаточности логических оснований; знание, возникающее без осознания путей и условий его получения - как результат "непосредственного усмотрения". Научная психология рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения - в частности, логических программ поиска решения задачи.

Катарсис (греч. katharsis - очищение) - эмоциональное потрясение, ведущее к некоторой трансформации чувств.

Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Коммуникация массовая - опосредованное техническими средствами воздействие на ананимную, рассредоточенную аудиторию.

Конверсия (от лат. сonversio - изменение, превращение) - функция пропаганды, состоящая в том, чтобы радикально преобразовать представления, стереотипы и установки

аудитории.

Контент-анализ - в психологии - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в которых соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации: психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и пр. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации. Контент-анализ позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи.

Конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.

Креативность - творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Менталитет (лат. mens, mentis - ум, рассудок) - общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности какой-либо общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий рациональные, эмоциональные, ценностные и прочие воззрения, нормы и стереотипы.

Мода (от лат. modus - мера, правило) - непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.

Мотив (фр. motif от лат. moveo - двигаю) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, идеалами.

Настроения - слабо выраженные эмоциональные проявления, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Нормы социальные - образцы, эталоны, модели, схемы поведения, распространенные в обществе и принятые большинством его членов.

Объем внимания - способность воспринимать отчетливо определенное количество объектов.

Онтогенез (от греч. on - род, ontos - cущее и …генез) - процесс развития психики человека в течение его жизни.

Перцепция социальная 

(от лат. perceptio - представление, восприятие) - процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а также восприятие человеком самого себя при взаимодействии с другими.

Подражание - воздействие через демонстрацию конкретных, наглядных образов поведения и подразумевающее их принятие и воспроизведение.

Понимание - 1. Способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

2. Вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.

 Потребность - внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость человека от конкретных условий существования.

Психика человека - субъективный внутренний мир (чувства, мысли, намерения и др.), проявляющийся в действиях, во взаимодействии с другими людьми.

Психические образования - совокупность знаний, навыков и умений.

Психические состояния - временное повышение или понижение общей активности психической деятельности человека под влиянием внешних условий и внутренних факторов.

Приспособление - тенденция, реализующаяся в процессе циркуляции слуха. Детали сюжета подстраиваются к преобладающим в данной культуре стереотипам

и установкам, иногда приобретая содержание, противоположное первоначальному.

Пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - целенаправленное распространение в обществе определенных идей, ценностей, норм и программ поведения.

Психическая инерция - влияние предыдущего сообщения на последующее; непроизвольное желание подтверждения первой версии событий, которая закрепилась в памяти.

Референтность - отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.

Реципиент - субъект общения, принимающий информацию.

Роль социальная - социальная функция человека, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.

Самоосуществляющееся пророчество - прогноз, который произвел глубокое впечатление на индивида или группу, люди своими действиями бессознательно способствуют его осуществлению.

Сглаживание - тенденция, реализующаяся в процессе циркуляции слуха. Детали сюжета, лишенные значимости для данной аудитории, исчезают.

Символ- образ, являющийся представителем других - обычно весьма многообразных - образов, содержаний и отношений. Понятие символа родственно понятию знака, но их следует различать. Для знака, особенно в системах формально-логических, многозначность - явление негативное: чем однозначнее понимается знак, тем конструктивнее его можно использовать. Символ же чем более многозначен, тем более содержателен.

Слух - массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией.

Способность - совокупность психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно заниматься и овладевать одной или несколькими видами деятельности.

Стереотип социальный (от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - упрощенный психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлениях, стремлении быстро понять смысл и сущность явления.

Талант (греч. talanton - букв. вес, весы) - высшая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.

Темперамент (лат. temperamentum - соразмерность) - психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Трансакция (от лат. transactio - соглашение, сделка) - функциональная единица общения между двумя субъектами, включающая в себя контакт эго-состояний партнеров.

Убеждение - вербальное воздействие, осуществляемое в рациональной форме через предлагаемую информацию и подразумевающее достижение согласия с ней.

Установка социальная (англ. - attitude) - обобщенный инертный образ реагирования на определенный тип социальных ситуаций, социальную общность или личность.

Установка смысловая - отношение личности к объектам, которые имеют для нее личностный смысл.

Феномен Ла Пьера - характерное для данной культуры расхождение вербальных и поведенческих установок населения. При ответах на вопрос люди склонны утверждать, что в определенной предметной ситуации станут действовать определенным образом, но в реально сложившейся ситуации действуют иначе.

Филогенез (от греч. phylon - род, племя и …генез) - процесс развития психики человека в ходе развития человечества как вида.

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, неудача) - психическое состояние, вызываемое непреодолимыми (или воспринимаемыми за таковые) препятствиями, неожиданно возникшими на пути к желаемой цели.

Ценность - междисциплинарная научная категория, обозначающая объекты, свойства или идеи, воплощающие в себе идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к себе и окружающему миру. Чувства имеют мотивационную основу, поэтому они более устойчивы, чем эмоции.

Эго-состояние - актуальный способ существования Я-субъекта, определяющийся по доминированию в опосредованном реагировании одной из психических сфер человека: эмоциональной, интеллектуальной, волевой. Э. Берн выделил три основных эго-состояния: "ребенок" (проявляется в доминировании эмоциональных реакций); "взрослый" (преобладают рассудочные реакции); "родитель" (преобладают нормативные реакции).

Экспектации - скрытые требования, выступающие в форме ожиданий. Являются составной частью социального контроля.

Экстраверсия - интроверсия - индивидуальные базисные установки личности и ее интегральные социальные характеристики. Данные понятия описаны К.Г. Юнгом. Экстраверсия проявляется в ориентации человека на внешний мир и других людей; интроверсия - в ориентации на свой внутренний мир.

Эмоция (франц. emotion - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Эмпатия - механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим посредством постижения его чувств и эмоциональных состояний.

Эффект аудитории- присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение задачи. Во время обучения присутствие зрителей скорее смущает испытуемого, но если решение освоено или в тех случаях, когда требуется физическое усилие, присутствие публики облегчает дело.

Эффект бумеранга - эффект воздействия, противоположный замыслу.

Эффект ореола - распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств (в условиях дефицита информации); первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее.