Ориньякские блоки и изображения

 

При описании блоков использована нумерация камней, введенная Б. Деллюк. Блоки с женскими рельефами обозначаются своими устоявшимися названиями, а также латинскими буквами, под которыми они проставлены на плане Лаланна и Буиссони. Это относится и к некоторым другим блокам. Для остальных камней, происходящих из граветтского слоя, применяются обозначения строчными буквами латинского алфавита.

Кроме блоков с изображениями следует упомянуть и некоторые интересные объекты: усеченный конус, каменную дугу с насечками и т.д. К сожалению, описания многих объектов получились очень краткими из-за невозможности подробно с ними ознакомиться, а также из-за утери некоторых находок.

Блок 1 (рис. 13).

Это плита хрупкого известняка желтоватого цвета. Длина 0,5 м, высота 0,26 м, толщина 0,1 м. Блок имеет подпрямоугольную форму: из-за мягкости камня углы и края закруглились. Плита расколота на две части, причем разломом повреждено одно из изображений. Лицевая поверхность плиты очень неровная и в некоторых местах повреждена.

Распознавание образов затруднено из-за нечеткости многих линий, а также возможного использования естественных трещин и рельефа при моделировке изображений. В двух, известных мне, прорисовках блока существуют значительные расхождения в конфигурации и количестве фигур. На более ранней, принадлежащей аббату Буиссони (рис. 16), мы видим семь округлых объектов, достаточно условных в своей однообразности. На прорисовке Брижит и Жиля Деллюк всего четыре изображения и несколько линий (рис. 14). Прорисовка Деллюк основана на тщательном изучении следов инструментов на камне, но, на мой взгляд, в ряде случаев мы имеем дело с подправкой естественного рельефа камня и созданием таким образом изображений. Полагаю, что на камне находятся, по крайней мере, две фигуры, моделированные подобным способом. Всего на блоке шесть изображений (рис. 15).

В левой части у верхнего края расположена выгнутая миндалевидная фигура, при изготовлении которой использована естественная выпуклость камня. На ее поверхности заметны несколько следов от удара острия.

Второе изображение расположено ниже первого и ближе к краю. Это классическая ориньякская «вульва», глубоко выбитая в камне. Обращают на себя внимание три небольшие ямки, расположенные по дуге внутри ее.

Еще ниже расположено третье изображение. Это также «вульва», но меньшего размера. Интерес представляет «срединная черта» в виде выпуклости, подработанной по контуру гравировкой.

Между большой и малой вульвами и немного правее расположена овальная фигура, образованная большей частью естественным рельефом. Возможно, что это «вульва» неклассической формы.

У верхней грани блока, по центру, с использованием естественных неровностей, вырезана вульва такого же типа, который встречается в Кастане и Пуассон: трапециевидная или подпрямоугольная форма, длинная и широкая средняя линия. Изображение наклонено в левую сторону и повреждено в верхней части.

Остатки шестой фигуры находятся в нижнем правом углу блока. Изображение сильно пострадало, так как через него прошел разлом. Это, по-видимому, вульва, ориентированная в левую сторону, при этом «половая щель» имеет округлую форму.

Таким образом, все изображения блока 1 принадлежат к группе широко распространенных фигур, трактуемых как символ женского пола вульва. Однако чуть ли не все они представляют какой-то свой особый тип. Такая ситуация достаточно необычна, поскольку ориньякские вульвы, расположенные на одном блоке, как правило, имеют сходный тип.

Блок 2 (рис. 17 и 18).

Это небольшой известковый блок (0,21 × 0,17 м) белого цвета, покрытый бежевой патиной. Он имеет вытянутую трапециевидную форму. Лицевая поверхность искусственно уплощена. Блок поврежден в правой нижней части.

На блоке вырезана «вульва», близкая по форме аналогичным экземплярам из Селье. Достаточно глубокая контурная линия (от 0,5 до 1 см) заходит на боковую грань, из-за чего изображение обретает черты круглой скульптуры. Интерес представляет средняя линия. Короткая, но широкая, выполненная при помощи пикетажа, она имеет на своем дне овальную выпуклость, подчеркнутую гравированными линиями.

Остается непонятным, какая сторона служила блоку основанием. Выбранная здесь ориентация определена из формы блока, но нельзя исключить возможность того, что основанием являлась сторона, противоположная гравированной.

Блок 3 (рис. 19 и 20).

Это плита плотного известняка (0,53 × 0,28 × 0,1 м) почти белого цвета, в некоторых местах покрыта бежевой патиной. Все края закруг-
лены.

Что касается изображений, нанесенных на лицевую поверхность, то, видимо, надо согласиться с супругами Деллюк, что прорисовка Лаланна и аббата Буиссони не совсем корректна171.

1raz9elite2

На этом блоке мы практически не видим вырезанных линий, а почти исключительно сгруппированные более или менее следы ударов острия. Прежде всего, выделяются четыре большие купулы (0,03 – 0,04 м диаметром), выполненные плотными ударами. Вокруг купул «b» и «с» выбиты овальные контуры (причем, в случае с «с» контур заходит на боковую поверхность). По мнению Б. и Ж. Деллюк, возможно, что здесь мы имеем дело с атипичными женскими символами172. В левой части блока находятся гравированная дугообразная линия и несколько тонких черточек.

Блок 3 практически не имеет аналогов среди ориньякских украшенных блоков, хотя все технические приемы характерны для этой эпохи.

Блок 4 (рис. 21 и 22).

Этот камень имеет примечательную шестиугольную форму. Его высота 0,34 м, максимальная длина 0,40 м, толщина не превышает всего лишь 0,08 м.

Блок имеет две украшенные поверхности. Одна («А»)

ровная, хотя на ней практически нет следов регуляризации, другая («В»)

волнистая, но без крутых выступов и впадин. Сторона «А» украшена тремя фигурами. Две из них напоминают вульвы, но очень специфичной формы, которая, однако, не является столь исключительной, как это представляют Деллюк173.

На мой взгляд, сходный тип мы наблюдаем на блоке «» из Селье, где он скомбинирован с традиционным. Кроме того, только меньшая из этих двух фигур действительно оригинальна, а большая, расположенная у правого края, имеет достаточно традиционные очертания. Единственно, обычная серединная линия заменена проработкой контура. Ближе к основанию блока выбита линия, которая, возможно, указывает на незавершенную третью фигуру такого же рода, что и предыдущие.

Сторона «В» покрыта купулами различного диаметра, которые объединяются в определенные композиции. Практически касаясь левого края блока, выбита купула диаметром 0,05 м. С правой стороны, по дуге, ее окружают шесть купул меньшего размера.

В центральной части расположены 11 небольших купул, организованных в форме полумесяца. Несколько углублений, оставленных ударами орудий, располагаются в верхней и нижней частях, но они не образуют сочетаний и плохо различимы.

Блок 4

прекрасный пример двустороннего украшения, предполагавшего и соответствующего такому расположению камня, которое должно было быть вертикальным и открывать для обозрения обе стороны. Однако ничто не мешало разворачивать его в нужный момент, это легко мог сделать один человек. (Блок 5 будет рассмотрен при описании граветтских блоков, см. с. 81.)

Блок 6 (рис. 35 и 36).

Это небольшой камень (0,36 × 0,29 × 0,15 м) светло-желтого цвета, покрытый красновато-коричневой патиной. Края и задняя поверхность очень неровные. Лицевая поверхность немного волнистая, покрыта многочисленными естественными углублениями и следами уплощения.

У правой грани в верхней части расположено очень грубо выбитое овальное углубление, к которому примыкает расположенная ниже слегка вытянутая овальная фигура, контур которой моделирован ударами острия и естественными углублениями. Правее выбита непонятная фигура с «геометрическими» формами, порой воспринимаемая как фаллос. Действительно, трудно однозначно интерпретировать это изображение из-за его необычности.

Как и другие, данный блок не имеет стратиграфической привязки, и его «геометричность» делает сомнительной ориньякскую датировку. Однако «геометричность» не является характерной ни для верхнего перигора, ни для солютре, а с другой стороны, большие выбитые купулы характерны для ориньяка более, чем для какой-либо другой эпохи. В любом случае вопрос о культурной принадлежности блока 6 остается открытым.

Кроме декорированных блоков в ориньякском слое было обнаружено несколько любопытных объектов, возможно, имеющих отношение к святилищу.

Во-первых, два объемных каменных блока на одной из граней которых вырезано по конической воронке или, вернее, полуворонке, поскольку, камни или разбились по их контуру, или древний мастер с самого начала изготовил такую несколько необычную вещь (рис. 9). Воронки имеют широкое горло, но диаметр у устья не превышает 2 см. Эти камни с полуворонками удивительно похожи на аналогичные образцы из Ля Ферраси, которые имеют примерно такой же диаметр воронки (около 15 см), но сами камни меньше по размеру и лучше обработаны (рис. 47).

Во-вторых, два камня с незавершенными воронками.

В-третьих, блок с кольцом, выполненным на плоскости. Кольцо представляет собой две соединенные под тонкой перемычкой маленькие, идущие под углом к поверхности камня, воронки (в отверстие под перемычкой можно просунуть палец). Весь блок покрыт слоем охры. Кольца часто встречаются на ориньякских памятниках и в количествах неизмеримо больших (см. главу I, 1.1), но окрашенные кольца встречаются достаточно редко.