2.2. Виды делового общения

Общение – способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в него людей.

В процессе общения можно выделить три основные формы: коммуникативная, интерактивная, перцептивная (рис. 3).

Коммуникативная сторона общения

предполагает обмен информацией. Особую роль для каждого участника общения играет не только значимость информации, но и условия ее осмысления. Речь идет о коммуникативных барьерах, которые служат причиной непонимания собеседников. Различают барьеры непонимания, связанные с социально культурными различиями, барьеры отношений (неприязнь, недоверие и т.п.) и др.

 

 

Основные формы общения

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия людей, т. е. в обмене не только идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. В этом случае общение проявляется как межличностное взаимодействие, как совокупность связей и взаимовлияний, формирующихся благодаря совместной деятельности людей.

Совместная деятельность людей и их общение происходят в условиях социального контроля на основе норм, принятых в обществе в качестве образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения людей. При интерактивном взаимодействии партнеров различают следующие виды взаимоотношений:

· сотрудничество;

· противоборство;

· уклонение от взаимодействия;

· однонаправленное содействие;

· контрастное взаимодействие;

· компромиссное взаимодействие.

Интерактивная сторона общения по своему содержанию представляет собой психологическое воздействие на личность или группу лиц, с целью изменения взглядов, мотивов, установок, состояний как отдельной личности, так и коллектива.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия друг друга партнерами и установления на этой основе взаимопонимания. В момент такого общения формируется представление о намерениях, целях, установках, культуре собеседника. Здесь следует остановиться на механизмах перцепции, с помощью которых человек осознает себя через другого. К механизмам перцепции относятся:

· познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);

· познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

· прогнозирование поведения партнера по общению (казуальная атрибуция).

Раскроем смысл приведенных выше понятий.

Идентификация – способ познания другого человека посредством постановки себя на место человека.

Стереотипизация – восприятие собеседника на основе некоторого стереотипа.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку.

Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему (например, привязанности).

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается собеседником.

Казуальная атрибуция – механизм интерпретации поступков другого человека.