2.1. Общение как социально-психологическая категория

Деловое общениеэто сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Участники такого процесса выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, решение конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является его регламентированность, т.е. подчинение установленным нормам, которые определяются национальными, культурными, профессиональными этическими принципами.

Деловое общение как взаимодействие людей и установление контактов между ними можно разделить на различные группы или типы.

По средствам общения выделяют четыре вида общения: непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное.

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение (рис. 1).

Если разделять деловое общение на типы по содержанию общения, то следует различать следующие виды общения: материальное, когнитивное, мотивированное, деятельностное (рис. 2). Остановимся подробнее на видах общения по средствам общения.

Итак, прямое общение проходит при непосредственном контакте субъектов общения, косвенное общение предполагает общение посредством других лиц или иных средств. В процессе как прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребляемых можно выделить убеждение, внушение, принуждение.

 

Виды общения по способу обмена информацией

Убеждение – воздействие посредством доказательств, фактов и выводов. Такой способ общения подразумевает уверенность в правоте своих взглядов и точек зрения, истинности и достоверности знаний и этической оправданности своих поступков. Убеждение – самый предпочтительный метод влияния на партнеров в процессе общения.

Внушение – способ, не требующий логических доказательств и анализа фактов и событий для воздействия на партнеров. Такой вид общения основывается на доверии человека, формирующемся исходя из общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из собеседников.

Принуждение – насильственный способ воздействия на людей, предполагающий давление на собеседника посредством угроз или иных средств, идущих против желания человека. Такой способ общения может быть этически оправданным только в исключительных случаях. На выбор того или иного способа общения оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер и ситуация общения, общественное положение и личностные качества собеседников.