Итак, случилось – рвануло, разбилось, остановилось. С чего начать антикризисные действия?

Любая антикризисная программа должна быть продумана задолго до возникновения кризисной ситуации.

Она предполагает предварительную целенаправленную работу по формированию устойчивой благоприятной репутации компании, создание пула ее сторонников среди важнейших целевых групп - власти, СМИ, общественности, которые могут выступить сторонниками компании в сложных ситуациях. "Друг познается в беде".

Она предполагает наличие антикризисных программ и четких инструкций о том, как действовать, чтобы минимизировать ущерб по всем службам во время прогнозируемых кризисов. План обязательно должен предусматривать:

·  определение потенциально опасных направлений;

·  моделирование проблемных ситуаций и сценариев развития кризиса;

·  формирование антикризисного штаба, наличие резерва для лиц, которые входят в антикризисный штаб;

·  определение целевых групп для передачи послания: общество в целом, власти, СМИ, клиенты, акционеры и инвесторы, сотрудники компании;

·  обеспечение антикризисного штаба необходимыми ресурсами;

·  каналы взаимодействия должны быть открытыми.

Чтобы эффективно действовать, Баркеро Кабреро[13]

предлагает следующие меры.

1. Провести глубокий анализ существующего имиджа компании.

2. Совместно с исполнительным руководством компании разработать оперативную стратегию, включающую следующие этапы.

Ø Внутренний анализ состояния предприятия, позволяющий ознакомиться с его подразделениями, отделами, техническими, экономическими аспектами деятельности (определения слабых и сильных сторон предприятия).

Ø Внешний анализ, позволяющий выявить возможность возникновения неблагоприятных факторов как в среде партнеров, так и конкурентов.

Ø Определение состояния компании с учетом выявленных сильных и слабых сторон.

Ø Выработка предложений, направленных на разрешение определенных ситуаций и проблем.

Ø Разработка мер, касающихся имиджа предприятия, используемых при проведении будущих кампаний, с учетом специфических планов развития.

Ø Составление сметы расходов, позволяющей оценить рентабельность каждого предлагаемого мероприятия.

Ø Создание механизма контроля за расходами и их эффективностью с помощью периодических встреч с исполнительным руководством компании.

Ø Составление чрезвычайного плана, предусматривающего меры, которые необходимо принять при непредвиденных ситуациях (целью стратегического плана является сохранение либо улучшение имиджа, который отвечает интересам компании, а также добиться абсолютного доверия к ней).

3. Изучить возможную кризисную ситуацию и приступить к работе.