А есть ли узкая специализация внутри pr-отдела?

Возможна специализация по направлениям.  В крупной компании функции PR и GR (government relations – отношения с властью), как правило, разделены, их выполняют два специалиста. Директор по GR необходим прежде всего тем организациям, деятельность которых регулируется государством. Как правило, GR-директор решает две задачи: лоббирование законопроектов, влияющих на отрасль, в которой работает компания; работа с государственными структурами: службами, министерствами, отвечающими за разрешительную документацию, необходимую для деятельности предприятия.

В компаниях, которые занимаются привлечением денежного капитала, одна из главных PR-функций – построение отношений с потенциальными и существующими инвесторами – IR (investor relations). Целью этой деятельности является привлечение или повышение их внимания к ценным бумагам предприятия, убеждение их в привлекательности вложений средств в него. Это осуществляется предоставлением максимально полной информации о компании, сфере ее деятельности, стратегии развития, финансовых результатах, структуре менеджмента. Практика поддержания отношений с инвесторами недостаточно развита в российских компаниях в силу того, что пока немногие из них являются публичными и торгуют своими ценными бумагами на открытых рынках капитала. Тем не менее многие организации планируют в ближайшее время выйти на IPO, поэтому и спрос на специалистов по привлечению инвесторов будет расти.

В отдельное направление PR-деятельности выделяют MR (media relations), т. е. построение отношений с представителями СМИ. Обычно этим занимается руководитель пресс-службы. В его обязанности входит медиапланирование, поиск информационных поводов, написание и размещение в газетах и журналах статей, посвященных деятельности компании, подготовка и проведение пресс-конференций, написание пресс-релизов, ответы на вопросы журналистов, организация интервью сотрудников и руководителей.

На стыке работы со службой  персонала могут работать менеджеры по работе с внутренней общественностью. Это особенно важно в периоды преобразований,  различного рода изменений, трансформации корпоративной политики, слияний и поглощений. Для достижения данной цели используются такие средства, как выпуск корпоративной газеты и создание сайта, где отражаются все главные события компании.

Стоит ли компании разделять все эти функции, нанимая разных людей для их выполнения, или сосредоточить их в руках одного? Общепризнанных норм в разделении данных функций нет. Встречаются даже компании, в которых один человек отвечает не только за IR, PR, GR, MR, но еще и за рекламу и маркетинг. Это значит, что в подобных организациях пока не настало время для разделения этих функций.