Организационно-методический раздел

Цель данного курса ознакомить студентов с историей изучаемого региона в контексте всемирно-исторического процесса.

В курсе ставятся следующие задачи: раскрыть характерные черты, специфические особенности и основные этапы эволюции японского, китайского и корейского обществ; показать особенности исторического формирования и современного функционирования основных общественных институтов изучаемых стран; отразить соотношение факторов внутреннего развития и внешних влияний в истории стран Дальневосточного региона; дать знание основного фактического материала по истории стран, показать место в ней отдельных личностей и различных социальных слоев и классов, их роль и значение в истории региона.

Проблематика, рассматриваемая в рамках курса, находится на стыке ряда смежных дисциплин и может быть предметом анализа под разными углами зрения: экономики, внутриполитических процессов, внешней политики, религии, философии, общественной мысли, государственных институтов, права, социальной психологии и др. Формирование комплексного представления об истории стран создается на основе междисциплинарного подхода.

Усвоение содержания курса предполагает знание студентами фактологического материала, умение на его основе представлять объективную картину роли и места названных стран региона на разных этапах мировой истории, умение разбираться как в общих, так и конкретных проблемах истории дальневосточных обществ и государств. В конце учебного года сдается устный экзамен. При выставлении оценки учитываются уровень, качество и количество выступлений на семинарских занятиях, а также знание рекомендованной литературы и ее критическое осмысление.

Авторы-составители пособия далеки от претензий на исчерпывающее освещение всех проблем и перспектив развития дальневосточных обществ. Задача гораздо скромнее: обратить внимание на некоторые существенные моменты в сложившейся к настоящему времени политической и социально-экономической ситуации в исследуемом регионе.

1raz9elite2

Таким образом, лекционный курс пособия строится как по страноведческому, так и по проблемно-хронологическому принципу. Причем рассматриваются страны или районы Дальнего Востока, наиболее ярко отражающие особенности китайского, японского и корейского обществ как в их конкретном проявлении, так и во взаимосвязи с Западом и Россией. Большое внимание уделяется проблемам модернизации восточных обществ, синтезу традиционного и современного, различным проявлениям освободительных, национальных и революционных движений. Авторами предпринимается попытка не дублировать в лекциях учебники, учебные пособия, а осветить главным образом проблемы, либо отсутствующие в учебной литературе, либо носящие дискуссионный характер. Поэтому для осознанного восприятия материала курса студентам рекомендуется предварительно ознакомиться по учебнику или учебному пособию с той или иной темой. В процессе преподавания истории стран изучаемого региона в новейшее время они получают возможность ознакомиться с различными концепциями и методологическими подходами, включая точку зрения преподавателя, и самим сделать выбор между ними.

Самостоятельная работа студентов состоит, прежде всего, в подготовке к практическим занятиям, которые в основном посвящены важнейшим общественно-политическим теориям и движениям в изучаемый период новейшей истории стран дальневосточного региона. При этом необходимо учитывать, что практические/семинарские задания снабжены либо методическими рекомендациями, либо подробным планом ответа на поставленные вопросы. Необходимо обратить внимание студентов на то, что ряд семинарских вопросов предусматривает самостоятельную разработку плана ответа. Сообщения студентов в рамках практических занятий по историческим персоналиям не должны превышать 15-20 минут аудиторного времени. Качество сообщений оценивается с учетом продуманности и четкости плана, их содержательности, умения свободно и логично излагать свои мысли, отвечать на вопросы. Во избежание ошибок при подготовке студентам следует проконсультироваться с преподавателем. Остальные учащиеся группы знакомятся с темой предварительно по учебной литературе или другим справочным изданиям. На самом занятии студенты конспектируют основные положения сообщения и новые факты, задают докладчикам вопросы, участвуют в обсуждении сообщения.

1raz9elite2

Более глубокое изучение курса связано с необходимостью студентам обращаться к новейшим публикациям в научной периодике. Назовем такие журналы как: "Вопросы истории", "Вопросы философии", "Восток", "Афро-азиатские общества: история и современность", "Мировая экономика и международные отношения", "Новая и новейшая история", "Проблемы Дальнего Востока", "Полис", "Социально-политические науки", "Социологические исследования" и др.

Имеющиеся литература и источники, в том числе и изданные в последние годы, позволяют обеспечить усвоение студентами важнейших проблем курса в течение семестра.

При выставлении оценок учитывается прежде всего систематическая работа студента на практических занятиях, а также выполнение контрольных работ, подготовка сообщений, что одновременно является и необходимым допуском к сдаче экзамена.

В связи с возможными изменениями количества часов, отведенных для лекций и семинарских занятий по данному курсу, авторы оставляют за собой право выбора тем лекций и практических занятий, которые будут проведены. Таким образом, и список вопросов, вынесенных на экзамен, может быть уточнен.