Христианство в I–XI вв.

Итак, после евангельских событий, после пятидесяти дней прошедших после Вознесения Христа возникает то, что составляет до сих пор синоним термину христианство. Это Церковь.

Что же такое – Церковь? Это не только и не столько некая организация социального плана, хотя внешне она имеет некоторые признаки этого рода. Это не некое сообщество по интересам и религиозным идеям. Это, как ни парадоксально это звучит, даже не собрание верующих, хотя и это имеет место быть. Церковь – это прежде всего организм, реальная жизнь с Богом и в Боге, жизнь как личная, так и коллективная. Церковь – это Богочеловеческий организм, в котором богообщение происходит не только путем чтения молитв и священных текстов, хотя эти элементы очень важны. Церковь – это прежде всего мистическое богообщение, т.е. реальное, сущностное единение Бога и людей. Это единение, которое возможно только благодаря такому явлению как таинства.

Первые века существования христианства были отмечены жесточайшими гонениями на христиан. Языческий и иудейский мир не мог понять и принять идею трансцендентного Бога, который, не теряя своей божественности, стал человеком. Стоит оговориться, что причина гонений – позиция самих христиан. Если бы христиане выбрали то, что было естественным для языческого образа жизни – религиозное всеядие, то гонений не было бы. Язычники предлагали христианам изначально для них неприемлимые условия легитимности их религии. Христианство может спокойно существовать в Римской империи только при условии признания языческих богов. Причем признание язычества могло быть вполне формальным. Внешне принеси жертвы богам, а в душе верь как хочешь. Именно отказ от такой,естественной для языческого мира религиозности, и привел к гонениям на христиан. Так как основой христианского выражения веры были поступки по своей совести, т.е. внешнее имеет и должно иметь прямую связь со внутренним. В язычестве такая связь имеет второстепенное значение. Главное внешнее, а внутреннее – достояние личное.

Мужество христиан в отстаивании своей веры вносило шок и потрясение в языческий мир. Оказалось, что в мире религии есть что-то такое, что незнакомо языческому восприятию. И что это за вера и что это за Бог, ради которого люди с радостью идут на смерть? Именно смерть за Христа и была тем методом миссионерства, который приводил язычников в Церковь. Не разговоры, не лекции, не нравоучения и агитация, а позиция и поступок. Вот секрет успеха апостольской и первохристанской проповеди и распространения христианства, несмотря на ожесточенные гонения. Позже христиане назовут смерть мучеников семенем церкви, подтверждением известной христианской фразы: « В раю нераспятых нет». Победа христианства над языческим миром – это победа религиозной серьезности и жизни по самому суровому

закону – закону совести над религиозным безразличием, легко-мысленностью и религиозным китчем. За сравнительно короткое время 70-100 лет христианство распространяется по всему средиземноморью и по всей территории Римской империи, а также в Персии и Индии. Христианство – это не только новая религия, но и новое мировоззрение, а, значит, и новая культура.

В 313 г. христианство получает статус равноправной религии, а в 330 г. становится господствующей религией в Римской империи. Однако внешние, негативные моменты – гонения – сменились внутренними проблемами, появившимися в христианстве – ересями. Первыми еретиками были крестившиеся язычники, которые желали по язычески истолковывать основные христианские доктрины. Гностицизм (греч. –гнозис – знание) – языческое учение, ставящее своей целью трансформировать христианство в язычество.

Однако именно ереси стали главной проблемой церкви в первом тысячелетии.

Ересь (греч. Другое учение, заблуждение) – религиозное учение, основанное на ошибочных логических заключениях и идущее в разрез с традиционным церковным пониманием.

Наиболее опасными для Церкви были следующие ереси: Арианство (по имени основателя ереси – александрийского священника Ария) – учение, отрицающее божественность Иисуса Христа. Несторианство (по имени основателя – константинопольс-кого патриарха Нестория) – ересь, утверждавшая о первенстве человеческого над божественным в Иисусе Христе. Монофизитство

(греч. – одна природа) – еретическое учение, признававшее Христа прежде всего Богом, а не человеком.

Ответом на эти и другие лжеучения была деятельность церковных ученых-богословов – так называемых Отцов Церкви: Иринея Лионского, Афанасия Александрийского, Василия великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других. Все они работали над защитой чистоты веры и правильности христианского учения. В ответ на ереси происходила выработка и оформление Догматов – основ христианского вероучения.

Догматы – это богословские формулы, которыми вера старалась защитить себя от лжетолкований, это выражение веры Церкви, обращенное внутрь ее самой.

Все догматы принимались на Вселенских Соборах – съездах наиболее авторитетных глав церквей и богословов. Всего Вселенских Соборов было семь.

Первый Вселенский Собор состоялся в 325 г. в городе Никея. Собор опровергнул арианство и провозгласил троический догмат. Он провел разницу между природой Бога и Его личностью.

У Бога-Отца и Бога-Сына одна природа, но они различны как личности.

Второй Вселенский Собор состоялся в 381 г. в Константинополе. Это же различие он применил и к Богу-Святому Духу и установил догмат о телесном воскресении.

Третий Вселенский Собор состоялся в 431 г. в Эфесе. На этом Соборе было опровергнуто несторианство.

Четвертый Вселенский Собор состоялся в 451 г. в Халкидоне. На этом соборе была опровергнута ересь монофизитства. он подытожил постановления трех предыдущих соборов и установил учение Церкви на личность Иисуса Христа. « Иисус Христос – абсолютный Бог и полноценный человек. Божественное и человеческое в Нем находятся неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно».

Пятый Вселенский Собор состоялся в 553 г. в Константинополе. Он отверг и осудил доктрину о переселении душ как антихристианскую и оскорбляющую человеческое достоинство.

Шестой Вселенский Собор состоялся в 681 г. в Константинополе. Здесь была осуждена и опровергнута разновидность монофизитской ереси – монофелитство.

Седьмой Вселенский Собор состоялся в 787 г. в Никее. Он опроверг ересь иконоборчества и отстоял христианскую живопись, искусство и культуру.

Итогом этих соборов явился один из главных христианских документов. Это комплекс из двенадцати догматов, который явился фундаментом христианского вероучения. Он получил название Символ Веры.

1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

3. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.

6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых. Его же царству не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном споклоняемого и спрославляемого, говорившего через пророков.

9. В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Признаю одно крещение для прощения грехов.

11. Ожидаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

На соборах было принято постановление ничего в Символе Веры не менять и ничего не добавлять помимо самого Вселенского Собора.

В этот период сложились основные центры христианского мира. Возглавляли их наиболее авторитетные главы церквей – патриархи. Всего их было пять. Константинопольский (Вселенский) патриарх, Римский патриарх (папа), Иерусалимский патриарх, Александрийский патриарх (папа), Антиохийский патриарх. Они между собой равны.

Однако с IV века начинается неявное культурное обособление. Западная часть Церкви начинает совершать богослужения и составлять литературу на латинском языке. Восточная часть Церкви продолжает использовать в этих целях греческий язык. Западная часть Церкви,обращая в христианство варваров, впитывает в богословские формулы языческие элементы, прежде всего правовое понимание христианских доктрин, которое невольно искажает их суть. В IX веке сначала в Испании, потом в Германии в Символ Веры (в восьмой его член) добавляется термин «Филиокве», который с латыни переводится как «И от Сына».

В X веке «Филиокве» принимается и в Риме. Восточная часть Церкви, ссылаясь на постановления Соборов, просит Западную убрать добавление из символа Веры. Рим отказывается это сделать и требует от Востока внести это добавление. Восточная Церковь отвергает это требование как ересь, мотивируя свой отказ заботой о чистоте и незамутненности апостольского учения. Заботой о правильном исповедании Бога и Догматов – Православии.

Западная Церковь мотивирует принятие этого добавления Вселенской властью папы над другими патриархами и над всей церковью – Католичностью. В 1054 г. происходит отделение Римского патриархата от четырех других – раздел единой церкви на Восточную греко-кафолическую (Православную) и Западную Римо-Католическую.

Добавить комментарий