Религиозные доктрины и история их развития

Язычество: Политеизм и Пантеизм. Атеизм

Политеизм – многобожие, в котором мир населен множеством индивидуальных «божественных существ». Эта форма верований свойственна решительно всем народам в различные эпохи их развития. Политеизм присущ не только племенам, находящимся на первобытном уровне развития, но составлял также религию народов, достигших и высокой степени культурности (Египет, Месопотамия, древняя Индия, древний Китай, Античная Греция и Рим[1].

Существа, почитаемые в политеизме, имеют вполне личный характер. По большей части они являются покровителями лишь отдельных народов или отдельных местностей, но иногда достигают даже господствующих промыслительных ролей, как, например, Зевс-Юпитер, руководя жизнью людей вообще. Внутри политеизма можно выделить несколько его разновидностей.

1. Придание личного характера отдельным силам и явлени-

ям природы (греко-римский, египетский, древнеславянский эле-менты).

2. Наличие за спиной природных процессов Духов – некоторых существ, по психическим свойствам подобным человеку, но живущих в иных, чем сам человек, сферах Бытия, в следствие этого, отличающихся от человека рядом качеств: способностью быть невидимыми, огромной силой, быстротой соображения и перемещения, влиянием на природные процессы (все первобытные религии).

3. Усматривание в богах или духах души умерших людей (религии Китая).

Что касается политеистических богов, то практически во всех религиях первобытности и древности эти боги не имели вечности существования. Рано или поздно они возвращались в лоно природы их породившей, чтобы либо возродиться вновь и снова умереть (Осирис у египтян, Митра у иранцев, Дионис у греков), либо исчезнуть навсегда (Пан у греков и римлян).

Существование богов было продолжительно, но не вечно, т.к. природа их породившая не имеет ни начала, ни конца своего бытия. Иначе говоря, политеистические религиозные концепции сводятся к представлениям о вечных силах природы, самостоятельно устраивающихся из хаоса при помощи очеловеченных сил самой же природы. Мы можем констатировать, что в язычестве природа как бы подменяет и как бы заслоняет собой Личность Творца. Логическим следствием этого является появление в язычестве идеи о живой материи, которая имеет такие же свойства жизни как и человек, кроме личности. Впоследствии эта идея приводит к эволюции язычества от политеизма к пантеизму.

Пантеизм в своем чистом виде считает, что божественные свойства пронизывают собой всю природу не в виде каких-либо духов или частных божеств, но во всем ее существе в виде особых божественных законов, таких же неизменных как и сама природа. Природа и есть божество – она всегда действует вечно, одинаково, неизменно.(Современные религии Индии и Китая, а также некоторые религиозно-философские учения древности и современности).

Таким образом, пантеизм абсолютно отрицает свободу воли божества, а значит и ответственность за свои поступки, и пантеистическое божество совершенно теряет свой личный характер. Однако идея бога, который несвободен, не может влиять и изменять природные процессы, и никак не отличим от каких-либо явлений природы, равносильна идее отсутствия божества. Пантеизм в своих предельных основаниях переходит в атеизм.

Атеизм как идея отрицания божества имеет две разновид-ности.

1. Атеизм спиритуалистический, отрицающий существование Бога или богов, но не отрицающий существования духовных свойств бытия – буддизм, конфуцианство, различные спиритические учения и практики.

2. Атеизм материалистический, не признающий существования чего бы то ни было, кроме физического материального мира и объясняющий все духовные (религиозные) свойства человека проявлением физических законов мира. Это то, что очень долго пытались называть научным, а более корректно называется вульгарным материализмом. В философском и научном плане это наиболее несостоятельная доктрина, которая прямо закрывает глаза на большую половину явлений бытия. Тем не менее, материализм такого толка не только существует, но способен делаться даже господствующим мировоззрением. Он привлекает своей простотой и категоричностью.

 

Добавить комментарий