Квалификационная работа по специализации

Квалификационная работа по специализации представляет собой реферат, подготовленный по одному из актуальных вопросов методики преподавания неродного языка (по выбору студента-практиканта). Обычно темы квалификационных работ предлагаются заранее (в виде конечного списка), однако, учитывая, что многие студенты имеют опыт преподавания неродного языка, мы считаем, что они могут отдать предпочтения тем проблемам обучения неродному языку, которые являются для них либо наиболее привлекательными и интересными, либо трудными и требующими дополнительной проработки для успешности дальнейшей работы. Представляется, что на выбор той или иной темы реферата может повлиять также и то, что ее название будет записано в приложении к диплому, в той его части, которая касается дисциплин специализации, имеющихся в багаже выпускника. Предлагаем в качестве примера несколько названий квалификационных работ, выполненных выпускниками прошлых лет:

"Особенности функционирования и сохранения русского языка за рубежом (на примере Израиля)";

"Метод проектов в обучении неродному языку";

"О пользе стихов, стишков и рифмовок на занятиях по русскому языку как иностранному";

"Типы личности преподавателя (психоаналитическая педагогика)";

"Учет родного языка в обучении иностранному".

Объем квалификационной работы – 15–20 стр. Автор реферата должен хорошо представлять себе жанр данной работы; найти аргументы в пользу избранной темы реферата (ее актуальность, важность с методической точки зрения или лично для практиканта); проследить историю изучения данной проблемы; изложить существующие точки зрения и т.д. Большое значение при оценке квалификационной работы будет иметь представленный список методической литературы, который должен включать и монографии, и статьи, и авторефераты диссертаций, и ссылки на литературу, размещенную в Internet, причем следует обратить внимание на издания последних лет. Интересные методические разработки проводятся за рубежом, поэтому ссылки на какие-либо иностранные методические работы более чем желательны.

Целесообразность подобной работы видится нам в том, что филолог – будущий преподаватель неродного языка – должен на заключительном этапе специализации показать знание методической литературы, продемонстрировать умение работать со специальной литературой, быть в курсе последних разработок отечественных и зарубежных методистов. Даже формулировка темы может показать руководителю практики, насколько хорошо студент разбирается в актуальных методических проблемах, следит за обсуждением действительно спорных вопросов методики обучения неродному языку, читает периодику: "Мир русского слова", "Русский язык за рубежом", "Иностранные языки в школе", "Филологические науки" и др. (И это еще один аргумент в пользу того, почему мы не предлагаем готового списка тем квалификационных работ).

После проверки квалификационной работы руководитель практики выбирает наиболее удачные и предлагает авторам выступить на заключительном семинаре с докладом по теме своей работы. Именно эти доклады обнаруживают наиболее актуальные для данной аудитории вопросы и задают направление обсуждения на заключительном семинаре.