Учебная практика, ее цели

Студенты-методисты готовы к прохождению учебной практики после того, как ими изучены практически все основные курсы и некоторые факультативные: "Введение в методику преподавания РКИ", "Аспекты языка в преподавании РКИ", "Речевая деятельность и ее виды", "Средства обучения", "Планирование и организация учебного процесса по РКИ", "Игровая методика в преподавании неродного языка".

Обычно считается, что цель любой практики – определить, насколько знания, полученные в ходе теоретической подготовки, могут быть применены студентом в реальной деятельности. Однако, кроме этого, для нас важным является самоощущение студента-практиканта, потому что он во время учебной практики решает такие важные вопросы: правильно ли была выбрана специализация; соответствуют ли его личные качества требованиям, предъявляемым к преподавателю РКИ; может ли он справиться с психологическими трудностями, возникающими в процессе преподавания, особенно в иностранной аудитории; готов ли он к сложной и трудозатратной работе преподавателя и мн. др. И если в первые годы подготовки студентов-филологов по специализации РКИ мы действительно делали акцент на контроле того, что делает студент в аудитории, тщательно анализировали его занятие, то сейчас сочли более приемлемым "оставить студента наедине" с учебной группой и преподавателем, который является его наставником во время прохождения практики. Никаких контрольных уроков, "разбора полетов", присутствия во время занятия остальных практикантов во главе с руководителем практики. Мы не говорим, что это единственно правильный путь и именно так нужно проводить учебную практику. Мы пришли к такой системе, поняв, что основная цель учебной практики не столько в "соединении теории с практикой", сколько в прояснении вопроса, который задаем себе мы – руководители специализации – и задает себе студент – будущий преподаватель: есть ли у него "подход к снаряду"? В этой шутливой форме и выражается для нас основная цель учебной практики. Приведем выдержки из студенческих дневников по практике, подтверждающих, на наш взгляд, все сказанное.

"Мое представление о будущей работе изменилось. Я поняла, что это очень непростой труд, очень непростой, и здесь особо ярко проявляется то, что ты собой представляешь. Я поняла, что можно использовать замечательные вещи, придумывать массу всего интересного, но работает это по-разному у разных людей. Я поняла, что это не страшно – это ИНТЕРЕСНО. Главное мое личное достижение по результатам практики – у меня пропал страх. Все три года я думала об этой практике, как о судном дне, все оказалось не так страшно, даже наоборот" (Екатерина Прутковская).

"Польза практики в том, что человек уже может решить для себя, хочет он этим заниматься или нет. Практика учит умению организовать время и себя, когда нет ни времени, ни сил; учит не опаздывать, уметь договариваться с людьми и составлять реальные, а не воображаемые уроки" (Анастасия Севастьянова).

"Безусловно, абсолютно необходимым было просто попробовать себя в роли преподавателя, убедиться, что все не так уж сложно и страшно, почувствовать уверенность в своих силах. Но мне, если честно, было просто очень интересно, как вообще мне интересно все новое. Но дело не только в новизне. Более всего в жизни мне интересны люди, их характеры, образ мышления. И во время практики я убедилась, что работа преподавателя – прекрасный способ постоянно получать пищу для ума именно в этой области. Этим мне и нравится работа преподавателя. Мне повезло, что от практики у меня осталось такое хорошее впечатление, что даже хочется работать" (Ирина Куривчак).