Основные понятия современной методики преподавания РКИ

Методы обучения.

Подходы к определению метода. Характеристика прямых, сознательных, комбинированных и интенсивных методов. Комбинирование методов. Сознательно-практический метод как ведущий в отечественной методике обучения РКИ.

Цели обучения. Языковая компетенция. Речевая компетенция. Коммуникативная компетенция. Мотивация.

Принципы методики РКИ

Дидактические принципы.

Научность (научная достоверность) ориентирует на усвоение конкретного учебного предмета преимущественно через обобщенные, методически препарированные теоретические знания данной научной отрасли. Соответствие учебного предмета «РКИ» достоверным лингвистическим сведениям о русском языке и особенностям его функционирования в разных ситуациях речевого общения.

Сознательность как осознанное восприятие и применение полученных знаний, приучающих видеть в новых фактах закономерности изученного. Сознательный путь усвоения иностранного языка в сравнении с имитативным. Общая направленность обучения – от сознательно познанного к закреплению в виде речевого умения и к превращению в коммуникативные навыки.

Принцип прочности как способ обеспечения знаний, умений и на­выков такого качества, которое обеспечивает свободное пользова­ние ими в целях коммуникации. Связь с принципом сознательности.

Принцип систематичности и последовательности, конкретизируемый правилами: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому.

Принцип наглядности, обоснованный диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания.

Методические принципы.

1. Общеметодические.

Коммуникативность как ведущий принцип современной методики, предполагающий такую направленность, когда цель обучения (овладение языком как средством общения) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в единстве. Организация обучения в максимально приближенных к естественным условиям.

Учет особенностей родного языка. Латентная (скрытая) опора, сознательное сопоставление. Интерференция.

Принцип аспектно-комплексного обучения, реализуемый в параллельном усвоении произношения, лексики, грамматики и развития устной речи, чтения и письма с самого начала обучения (взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности).

Принцип интенсивности. Принцип оптимизации.

2. Специальные методические.

Принцип устного опережения (устной основы), правильная реализация которого обеспечивает общение на изучаемом языке уже на ранней стадии обучения. Вводные курсы. Профессиональная направленность (учет специальности) как способ организации обучения и способ создания мотивации.

Лингвистические принципы.

Системность как качество некоторой совокупности знаний, которое предполагает: 1) формирование в сознании учащихся представления об изучаемом языке как целостной системе, состоящей из набора элементов и правил их употребления в речи, 2) изучение морфологии на синтаксической основе, 3) изучение грамматики в органической связи с лексикой.

Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам. Важность цикличности для научной организации обучения и обусловленности высокой мотивированности в изучении языка и доступности материала. Связь с понятием этапа обучения.

Принцип функциональности предполагает усвоение языковых единиц в тесной связи с их функциями в речи и обеспечивает путь практического овладения языком.

Принцип минимизации: отбор минимума языкового и речевого материала, который, с одной стороны, соответствует целям и задачам обучения, с другой, представляет собой относительно замкнутую функциональную систему и адекватно отражает структуру языка в целом.

Ситуативно-тематическая организация материала как одно из существенных применений категорий коммуникативности; организация учебного материала, которая отражает специфику функционирования языка в реальной коммуникации.

Психологические принципы.

Принцип деятельностного подхода к обучению, принцип мотивации, принцип поэтапного формирования знаний, умений и навыков, принцип учета индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Последовательность этапов изучения русского языка иностранными учащимися разных категорий. Характеристика начального этапа обучения и специфика методики на этом этапе. Характеристика основного этапа обучения, его целей и задач. Преемственность в организации и содержании учебного процесса на разных этапах обучения.

Добавить комментарий